Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» с. Гаровка – 2
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Утверждаю
Заведующий МБДОУ «Сказка»
____________Решеткина В. А.
приказ № 14 от 28.08.2024 г.
Принято
Педагогическим советом
МБДОУ «Сказка»
Протокол № 01
от «28» августа 2024 г.
Положение
о педагогической диагностике
в МБДОУ «Сказка» с. Гаровка - 2
с. Гаровка – 2
2024
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение о педагогической диагностике (далее Положение) в
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»
с. Гаровка – 2Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - МБДОУ)
разработано на основании:
Конвенцией о правах ребенка ООН;
Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 года №273-Ф3 "Об образовании в Российской
Федерации";
Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказом МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31 июля 2020 г. N 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основнымобщеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» (в ред. Приказа Минпросвещения
РФ от 01.12.2022 N 1048);
Постановлением от 28 января 2021 г. N 2 Об утверждении санитарных правил и
норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Образовательной программой дошкольного образования (далее ОП ДО),
Уставом МБДОУ.
1.2. Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные
особенности и перспективы развития ребенка, эффективность педагогических действий и
дальнейшее планирование образовательной деятельности.
1.3. Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками ОП ДО и
заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей:
Физическое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие.
1.4. Педагогическая диагностика представляет собой систему сбора, анализа, хранения и
накопления
образовательных
результатов,
обеспечивающих
непрерывность
и
своевременную корректировку образовательного процесса.
1.5. Оценка здоровья детей всех возрастных групп проводится медицинской сестрой,
закрепленной за ГБУЗ с. Тополево в соответствии с договором безвозмездного пользования.
1.6. При необходимости проводится психологическая диагностика развития детей
(выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) на заседании
ПМПК.
1.7. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей).
2. Основные цели, задачи, функции и принципы педагогической диагностики
2.1. Цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем
реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования.
2.2. Задачи педагогической диагностики:
индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном
процессе или имеющих особые образовательные потребности);
оптимизация работы с группой детей;
совершенствование организации образовательного процесса.
2.3. Принципы педагогической диагностики:
принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в
последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по
мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении
процесса диагностики;
принцип доступности результатов для родителей (законных представителей)
воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком), обобщенной
информации для различных групп потребителей (педагогический совет, экспертные
комиссии).
принцип научности (диагностическая работа опирается на научные исследования,
обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию
обследования);
принцип этичности (диагностика проводится с соблюдением эстетических норм и
правил);
принцип оптимальности (минимальными усилиями должно быть получено
достаточное количество диагностической информации);
принцип непрерывности (педагогическая диагностика проводится на протяжении всего
периода пребывания ребенка в детском саду);
принцип
динамичности
(педагогический
инструментарий
позволяетв
установленные краткие сроки провести педагогическую диагностику).
2.4. Педагогическая диагностика:
позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его
динамику;
учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без
условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту,
при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений
деятельности дошкольника;
учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в
качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
3. Организация проведения педагогической диагностики
3.1. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) позволяет
фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику;
учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений; позволяет
рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного разделения на
разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает
возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности
дошкольника; учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует
их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
3.2. Педагогическая диагностика осуществляется во всех возрастных группах два раза в год –
в начале и в конце учебного года. Фиксация результатов (входная и итоговая диагностики)
проводятся в сентябре и мае с 15 по 30 число месяца.
3.3. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка:
старший воспитатель обеспечивает условия объективного проведения оценки
индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок): выбирает
методики и параметры оценки результатов, консультируют педагогов, испытывающих
сложности в проведении педагогической диагностики;
специалисты проводят педагогическую диагностику (музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре) своего направления развития личности воспитанников;
воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников, формулируют
причины успехов или неудач, намечают пути коррекции.
3.4. Оценка индивидуального развития осуществляется:
при поступлении ребенка в учреждение (в течение двух месяцев);
в начале (сентябрь) и в конце учебного года (май) – в целях определения динамики развития
ребенка;
в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка.
3.5. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через
наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические
ситуации.
3.6. Фиксация показателей развития выражается в форме:
- показатель сформирован (достаточный уровень «+») – наблюдается в самостоятельной
деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым;
- показатель в стадии формирования (уровень близкий к достаточному «0») проявляется
неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление:
ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, дает
аналогичные примеры;
- показатель не сформирован (недостаточный уровень «-») - не проявляется ни в одной
из ситуаций, на все предложения взрослого ребенок не дает положительного ответа, не в
состоянии выполнить задание самостоятельно.
Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному», отражают состояние
возрастной нормы развития.
Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитии
ребенка.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточный уровень», следует
усилить индивидуальную работу с ребенком по данному направлению с учетом
выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьей по реализации
Образовательной программы.
3.7.
На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги
проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы и
планируют индивидуальную траекторию развития по образовательным областям
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.8.
В конце учебного года организуется итоговая диагностика, проводится
сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий
эффективность педагогических воздействий. По результатам педагогической диагностики с
учётом выявленных проблем проводится проектирование педагогического процесса на
новый учебный год, а также организация методической работы с педагогами.
3.9.
По результатам педагогической диагностики (оценки индивидуального
развития) заполняются индивидуальные карты развития ребенка и предоставляются
воспитателями всех возрастных групп и специалистами ДОУ старшему воспитателю.
4. Инструментарий педагогической диагностики
4.1. Для проведения педагогической диагностики используется авторская методика
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (1 – 7 лет) В соответствие с ФГОС ДО и ФОП ДО»,
автор – составитель Кулекина И.А., СПб, 2023. Образцы оценочных материалов и карты
наблюдения находятся в методическом кабинете.
4.2. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и
оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:
наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с детьми, беседами,
играми, рассматриванием картинок;
специально организованные диагностические занятия в период, определенный
образовательной программой дошкольного учреждения для мониторинга;
изучение продуктов деятельности детей;
беседы с родителями.
4.3. Обследование проводится обязательно в игровой форме.
4.4. Наблюдение осуществляется педагогом во всех естественно возникающих
образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в ДОУ и ухода из него.
5. Ответственность
должностного
лица,
осуществляющего
педагогическую
диагностику
5.1. Должностное лицо, осуществляющее педагогический мониторинг в ДОУ, несет
ответственность за:
тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения диагностических
мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха;
ознакомление
с итогами обследования воспитанников, соответствующих
должностных лиц (в рамках их должностных полномочий);
соблюдение конфиденциальности;
качество проведения обследования воспитанников;
доказательность выводов по итогам диагностирования воспитанников;
оформление
соответствующей документации
по итогам проведения
диагностических мероприятий в установленные сроки.
6. Контроль
6.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития ребенка
осуществляется старшим воспитателем посредством следующих форм:
- ежедневный текущий контроль;
- тематический контроль;
- оперативный контроль.
Виды деятельности в рамках контроля: посещение и анализ образовательной
деятельности, режимных моментов, обсуждение результатов с педагогом.
7. Документация
7.1. Педагогические работники, осуществляющие педагогическую диагностику:
заполняют диагностические карты по пяти образовательным областям на начало и конец
учебного года;
проводят количественный и качественный анализ по каждой области, а также
обобщающую справку по результатам диагностирования;
справки в установленные сроки предоставляются старшему воспитателю, который
обобщает результаты диагностирования по ДОУ;
на начало учебного года педагоги разрабатывают индивидуальные траектории развития
или программы работы с одаренными воспитанниками и детьми с особыми
образовательными потребностями.
7.2. Диагностические карты хранятся у педагогов в течение 5-ти лет, аналитический
материал – в методическом кабинете.