План по самообразованию
Воспитатель: Сергеева М.В.
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного
возраста».
Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей
дошкольного возраста.
Срок работы над темой: 2024 - 2025 уч. г.
Задачи:
1. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому
саду, улице, городу, Родине.
2. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
3. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
4. Формировать элементарные знания о правах человека.
5. Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Прогнозируемый результат: у детей младшего дошкольного возраста формируются
представления о добрых поступках; благожелательные взаимоотношения в группе;
представления о семье, о труде близких взрослых, работников дошкольного учреждения.
Актуальность: сформированность нравственных ценностей является важнейшим
показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной
создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Интуитивно дети
отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и
честность. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В
результате этого усиливается пробел в представлениях детей о традиционных ценностях
отечественной культуры, не говоря уже о следовании им.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической
литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание
детей младшего дошкольного возраста»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме
«Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе
по теме;
- разработка дидактических игр по теме.
3 этап (практический)
Работа с детьми
Октябрь
1. Игра-путешествие «Мой город».
Цель: формирование понятия «город», воспитание любви к городу, в котором живем.
2. Творческая игра «Знакомство с трудом работников детского сада».
Цель: ознакомление детей с трудом работников детского сада; воспитание уважения к
труду взрослых.
3. Игра-беседа «Моя малая Родина».
Цель: ознакомление детей с понятием «малая родина», воспитание любви к малой
родине.
Ноябрь
1. Путешествие по разноцветной земле «Север и Юг нашей страны».
Цель: формирование у детей понятия «Россия»; ознакомление с природой нашей
страны.
2. Игра-беседа «Я люблю маму и папу».
Цель: формирование представления о семье, о том, что никто не должен разлучать
ребенка с родными.
3. Дидактическая игра «В гостях у куклы Антоши».
Цель: формирование представления о семье; закрепление умения определять
наименования родственных отношений между близкими членами семьи.
Декабрь
1. Дидактическая игра «Не поделили игрушку».
Цель: развитие умения благополучно выходить из конфликтных ситуаций.
2. Игра-развлечение «Кот Васька».
Цель: ознакомление детей с русским народным фольклором: потешками, песнями,
играми; развитие речи, памяти, познавательной и двигательной активности.
3. Игра-беседа «Родная страна».
Цель: формирование представления о величине России; воспитание любви к родной
стране.
Январь
1. Путешествие по разноцветной земле «Природа и жизнь людей на Севере».
Цель: формирование у детей знаний об особенностях природы Севера, его животном и
растительном мире; обогащение словарного запаса детей.
2. Игра-развлечение «Вот так конь!».
Цель: сформирование представлений о народной игрушке и русском народном
фольклоре.
3. Беседа «Летят самолеты».
Цель: дать понятие о празднике – День Защитника Отечества, воспитание чувства
гордости за наших славных воинов – летчиков.
Февраль
1. Игра – соревнование «Сильные и ловкие».
Цель: способствование формированию мужских качеств: сил, ловкость, быстрота.
2. Беседа «Маленький чемодан».
Цель: формирование патриотического чувства, обогащение знаний детей.
3. Игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки».
Цель: формирование у детей понятия о русском народном фольклоре: песнях, играх,
потешках; развитие связной речи.
Март
1. Этюд «Утреннее фото».
Цель: формирование у детей чуткого отношения к близким людям, окружающему миру.
2. Игра-драматизация «Петушок и его семья».
Цель: формирование представления о семье на примере семьи Петушка.
Апрель
1. Подвижная игра «Курица и цыплята».
Цель: показать заботливое отношение мамы к своим детям; создать положительное
эмоциональное настроение у детей.
2. Конструирование «Моя улица».
Цель: формирование представления об улице как части города.
3. Игра-путешествие «Масленица».
Цель: формирование у детей понятия о русских народных традициях и обычаях, о
праздновании Масленицы.
Май
1. Беседа «Наша армия».
Цель: формирование у детей патриотического чувства, воспитание любви и уважения к
защитникам Родины.
2. Беседа «Природа России».
Цель: формирование представления детей о красоте природы России, воспитание
чувства гордости за свою страну.
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен
опытом с коллегами.
Работа с родителями:
1. Анализ анкетирования по теме.
2. Консультации: «Правила культурного поведения, которые должны быть
сформированы у дошкольника 4 лет», «Семья и семейные ценности», «Воспитание
у детей толерантного отношения к сверстникам», «Что ребенок должен знать о дне
Победы».
3. Конкурс рисунков и поделок «День Победы»; Выставка рисунков «Мамочка
любимая».
Изучение литературы по теме:
1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников».
2. Дурова Н.В. «Очень важный разговор».
3. Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста. Планирование и конспекты занятий».
Группа «Теремок» Воспитатель: Сергеева М.В.
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного
возраста».
Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей
дошкольного возраста.
Срок работы над темой: 2025 - 2026 уч. г.
Задачи:
1.
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому
саду, улице, городу, Родине.
2.
Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
3.
Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
4.
Формировать элементарные знания о правах человека.
5.
Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Прогнозируемый результат: у детей среднего дошкольного возраста формируются личное
отношение ребенка к соблюдению моральных норм; доброжелательные отношения в
группе; чувство долга; навыки вежливого обращения; представления о родственных
отношениях в семье; представления о социуме.
Актуальность: сформированность нравственных ценностей является важнейшим
показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной
создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Интуитивно дети
отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и
честность. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В
результате этого усиливается пробел в представлениях детей о традиционных ценностях
отечественной культуры, не говоря уже о следовании им.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической
литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание
детей среднего дошкольного возраста»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме
«Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе
по теме;
- разработка дидактических игр по теме.
3 этап (практический)
Работа с детьми
Октябрь
1. Игра-развлечение «Осенины».
Цель: ознакомление детей с русскими народными праздниками; с традицией празднования
Осенин; уточнение знаний детей об осени.
2. Игра-развлечение «В гости к Танечке пойдем».
Цель: продолжение знакомства детей с устным народным творчеством, с дымковской
игрушкой.
3. Путешествие по разноцветной стране «Эти дети живут на Севере».
Цель: формирование представления детей о национальных особенностях: костюмах,
занятиях, языке детей, живущих на Севере.
Ноябрь
1. Беседа «Наша дружная семья».
Цель: формирование представления детей о семье, о доброжелательных отношениях
родных людей.
2. Игра-инсценировка «Ушки-неслушки».
Цель: формирование у детей чувства привязанности и любви к близким людям: маме,
папе, бабушке, дедушке.
3. Тематическое развлечение «Русский национальный костюм».
Цель: формирование знания детей о русском национальном костюме, о русских народных
сказках, потешках.
Декабрь
1. Беседа «Малая родина».
Цель: формирование у детей понятие «малая родина»; ознакомление с русским
фольклором: пословицами, стихотворениями; расширение кругозора детей.
2. Игра «Умоем куклу Таню».
Цель: воспитание потребности у детей мыть руки с мылом перед едой, умываться после
сна и вечером перед сном, соблюдать последовательность действий процесса умывания.
3. Беседа «Я люблю тебя, Россия».
Цель: формирование знания детей о природе России, чувства восхищения красотой
русской природой.
Январь
1. Рождественские посиделки «Рождество Христово».
Цель: формирование у детей понятия «вера»; ознакомление детей с традицией
празднования православного праздника Рождества Христова.
2. Беседа «Дни боевой славы».
Цель: объяснить детям, что 23 февраля – День защитника Отечества, что российские
воины охраняют нашу Родину; дать понятие о форме одежды различных родов войск.
3. Беседа «Мой воспитатель».
Цель: формирование представления о труде воспитателя, расширение кругозора детей;
воспитание уважения к труду и желание быть послушными.
Февраль
1. Игра-беседа «У нас в гостях Марьюшка и Иванушка».
Цель: ознакомление детей с национальным русским костюмом, его особенностями.
2. Игра «Мы дежурим по столовой».
Цель: развитие желания участвовать в общем труде, помогать няне. Воспитание
заботливости, ответственности, умения оговориться и действовать согласованно.
3. Игра-соревнование «Вместе с папой».
Цель: развитие силы, быстроты, ловкости, воспитание чувства коллективизма.
Март
1. Дидактическая игра «Маленькие помощники».
Цель: развитие умения радовать своих родных, оказывать им посильную помощь.
2. Дидактическая игра «Дружная семейка».
Цель: формирование знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят,
заботятся и помогают друг другу.
Апрель
1. Беседа «Маленькая история про большую страну».
Цель: формирование у детей умения отвечать на вопросы по картинке, подбирать точные
слова для характеристики действий, развитие мышления, памяти, речи.
2. Игра-беседа «Можно ли свою игрушку приносить в детский сад?».
Цель: развитие у детей сочувствия, внимания к другому ребенку; предупреждение
возникновения зависти, злости.
Май
1. Беседа «Наша родная армия».
Цель: уточнение представления детей о российской армии, охраняющей границы нашей
Родины.
2. Экскурсия «Почта».
Цель: ознакомление детей с городской почтой, ее назначением; расширение знаний о
профессиях работников социальной сферы.
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен
опытом с коллегами.
Работа с родителями:
1.
Консультации: «Правила культурного поведения, которые должны быть
сформированы у дошкольника 4 лет», «Семья и семейные ценности», «Воспитание у
детей толерантного отношения к сверстникам», «Что ребенок должен знать о дне
Победы».
2.
Выставка детской литературы «Добро и зло в детской литературе». Выставка
детского рисунка по прочитанной книге.
Изучение литературы по теме:
1.
Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников».
2.
Дурова Н.В. «Очень важный разговор».
3.
Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста. Планирование и конспекты занятий».