I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
МБДОУ д/с «Сказка» работают по программе «Детство», которая
является результатом многолетней научно-исследовательской работы
коллектива кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной
общеобразовательной программы «Детство», в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Рабочая программа разработана с учетом специфики, особенностей
развития дошкольников второго и третьего года жизни и основных
принципов построения психолого-педагогической работы, а также в
соответствии с требованиями нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»
№ 273-ФЗ от 29.12.2012;
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373);
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»
Образовательная программа ДОУ.
Согласно ФГОС ДО рабочая программа отражает образовательные
потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и ориентирована на
специфику национальных, социокультурных условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность, выбор форм организации
работы с детьми, которые наиболее соответствуют потребностям и интересам
детей и направлена на формирование общей культуры, укрепление
физического и психического здоровья ребенка, формирование основ
безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры, а также
обеспечивает социальную успешность детей.
1.1 Цели и задачи реализации программы
Цель: создание условий в группе «Солнышко» для успешной адаптации
детей к условиям детского сада, развития предметной деятельности и
познавательных способностей детей раннего возраста.
Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов детской
деятельности: игровой,
коммуникативной,
трудовой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Задачами развития и воспитания ребенка по Программе «Детство»
являются:
укрепление физического и психического здоровья ребенка,
формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику
видов
деятельности;
обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс
социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей,
возможностей и способностей;
развитие на основе разного образовательного содержания
эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию,
готовности к проявлению
гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
развитие познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных
способностей и речи ребенка;
пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания
включаться в творческую деятельность;
органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное
взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с
изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и
родным языком, экологией, математикой, игрой;
приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к
другим народам и культурам; приобщение ребенка к красоте, добру,
ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем,
когда у ребенка пробуждается чувство
своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
1.2 Принципы и подходы к формированию программы.
В основу организации образовательного процесса определен
комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а
решение программных задач осуществляется в разных формах совместной
деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности
детей.
Работа в первой младшей группе «Солнышко» строится с учетом
принципа интеграции (на основе познавательно-речевой деятельности), что
позволяет гармонизировать воспитательно-образовательный процесс и гибко
его планировать (сужать и расширять), в соответствии с возрастными
возможностями и с особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей; основываясь на комплексно-
тематическом
принципе
построения
образовательного
процесса;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Программа основывается на следующих научно
обоснованных подходах:
Деятельностный подход предполагает активное взаимодействие
ребенка окружающей его действительностью, направленное на ее
познание и преобразование в целях удовлетворения потребностей.
Личностный подход широком значении предполагает отношение к
каждому ребенку как к самостоятельной ценности, принятие его таким,
каков он есть. Аксиологический подход предполагает ценностную
ориентацию
всего
образовательного
процесса.
Помимо
общечеловеческих ценностей (добро, красота, справедливость,
ответственность и др.), в Программе большое внимание уделяется
формированию у детей чувства принадлежности в первую очередь к
своей семье, ближайшему социуму (например, друзья по дому, двору,
группе), своей стране.
Культурологический
подход
ориентирует
образование
на
формирование
общей
культуры
ребенка,
освоение
им
общечеловеческих культурных ценностей.
1.3. Характеристика особенностей развития детей 2-3 лет
Физическое развитие
В раннем возрасте движения у детей несовершенные, неточные.
Маловыраженные изгибы позвоночника, своды стопы, недостаточное
развитие вестибулярного аппарата, высоко расположенный центр тяжести,
слабость мышц ног - всѐ это обуславливает частые падения ребенка. У детей
замедленная реакция, недостаточно развиты мышцы - разгибатели. Малыши
быстро утомляются. Новые рефлекторные связи создаются легко, но
непрочны. Движения детей схематичны, не согласованны, часто замедленны.
Этот возраст отличается быстрым развитием двигательной активности, но
контроль над адекватностью движений низкий. Продолжается интенсивное
развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их
функции. Ребѐнок становится более подвижным, самостоятельным. Дети
владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазанье,
действия с предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижней
ступеньки.
Социально - коммуникативное развитие
Дети раннего возраста любознательны, они продолжают осваивать
окружающий предметный мир, начинают осваивать мир социальный. В этот
период начинает происходить овладение социальным пространством
человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также
через предметные и игровые отношения со сверстниками. Общение со
взрослыми совершенствует речь малыша, вырабатывает психические
реакции, адекватные обстановке. У 2-х летних детей наблюдается устойчивое
эмоциональное состояние. Для них характерны яркие эмоциональные
реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Проявления
агрессии
бывают
редко,
проявляется
эмоциональный
механизм
сопереживания, сочувствия, радости. Все дети называют себя по имени,
употребляют местоимения «я» и дают себе первичную самооценку - «я
хороший», «я сам». Для детей 3-х летнего возраста характерна
неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от
ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состояние сверстников.
Однако в этом возрасте складывается и произвольность поведения. У детей к
3 годам появляется чувство гордости и стыда, начинаются формироваться
элементы сознания, связанные с идентификацией с с именем и полом. Ранний
возраст завершается кризисом 3-х лет. Кризис часто сопровождается рядом
отрицательных проявлений: упрямство, негативизм, нарушение общения со
взрослыми и др. Игра носит процессуальный характер, главное в ней
действия. Дети уже спокойно играют рядом с другими детьми, но моменты
общей игры кратковременны. Они совершаются с игровыми предметами,
приближенные к реальности. Появляются действия с предметами заместителями. Для детей 3х летнего возраста игра рядом. В игре дети
выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль
осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х
действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый.
Речевое развитие
В раннем возрасте речь развивается быстрыми темпами. Дети
сопровождают речью почти все свои действия, повторяют всѐ, что слышат,
«играют» словами, повторяя одно слово с разными интонациями, с
удовольствием рифмуют слова. Речь становится особым предметом 5
деятельности, в котором они открывают всѐ новые и новые стороны. Ребѐнок
может запомнить и воспроизвести стихотворение; пересказать услышанную
от взрослого сказку или рассказ (к трем годам).
Становятся разнообразными поводы речевых обращений к взрослому:
рассказывает о том, что сделал или увидел, просит показать, как надо что-то
сделать, делится переживаниями. Задает вопросы по поводу всего, что видит
вокруг себя. К трѐм годам ребѐнок обладает большим словарным запасом. В
речи появляются предлоги, наречия (над, под, на, рядом), некоторые союзы
(как, потому что, а, и, когда, только). Усложняется структуры речи. Ребѐнок
начинает пользоваться многословными предложениями, вопросительной и
восклицательной формами, со временем начинает употреблять и сложные
придаточные предложения. В ходе совместной с взрослыми предметной
деятельности продолжает развиваться понимание речи. Словно отделяется от
ситуации и приобретает самостоятельное значение. Возрастает количество
понимаемых слов. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3-м годам
они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить
простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все
части речи. Активный словарь достигает 1000-1500 слов. К концу 3-го года
жизни речь становится средством общения ребѐнка со сверстниками, дети
воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большим
искажениями.
В сфере познавательного развития восприятие окружающего мира чувственное имеет для детей решающее значение. Они воспринимают мир
всеми органами чувств, но воспринимают целостные вещи, а не отдельные
сенсорные свойства. Возникает взаимодействие в работе разных органов
чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии
формы, величины и пространственных отношений. Слух и речи
двигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и
различении речи. Постепенно учитывается острота зрения и возрастает
способность к различению цветов.
Ранний возраст - период активного экспериментирования ребѐнка с
предметным миром. Вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и
много другое, окружающее малышами, вызывает исследовательский интерес.
В ходе практического знакомство с ними совершенствуется восприятие,
развивается мышление, подкрепляющееся вопросами познавательного
характера. К концу раннего возраста у детей складываются элементарные
представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет,
формируется способность соотносить, сравнивать их: малыши охотно
выполняют действия по образцу, предлагаемому взрослым. Внимание детей
непроизвольно.
Ребенок просто не понимает, что значит заставить себя быть
внимательным, т. е. Произвольно направлять и удерживать свое внимание на
каком- либо объекте. Устойчивость внимания ребѐнка зависит от его
интереса к объекту. Направить на что- либо внимание ребенка путем
словесного указания - очень трудно. Детям сложно немедленно выполнять
просьбы. Объем внимания ребенка очень невелик- один предмет. Память
проявляется главным образом в узнавании воспринимающихся ранее вещей и
событий. Преднамеренного запоминания нет, но при этом запоминанию то,
что им понравилось, что они с интересом слушали или за чем наблюдали.
Ребенок запоминает то, что запомнилось само. Основной формой мышления
становится наглядно - действенная.
Художественно - эстетическое развитие
В этом возрасте наиболее доступными видами изобразительной
деятельности является 6 рисование и лепка. Ребенок уже способен
сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Но, естественно,
сначала у него ничего не получается: рука не слушается. Основные
изображения: линии, штрихи, округлые предметы. Типичным является
изображение человека в виде «головонога»- и отходящие от нее линий. В
музыкальной деятельности у ребенка возникает интерес и желание слушать
музыку, выполнять простейшие музыкально - ритмические и танцевальные
движения. Ребенок вместе с взрослым способен подпевать элементарные
музыкальные фразы.
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры
дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка:
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует
с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими
предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении
результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные
действия, знает назначения бытовых предметов (ложки, расчески,
карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.вВладеет простейшими
навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность
в бытовом и игровом поведении; владеет активно речью, включенной в
общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь
взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению сс взрослыми и активно подражает им в
движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок
воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает им;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию
картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается
на различные произведения культуры и искусства;
у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать
различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
II. Содержательный раздел
2.1 Учебный план на 2020-20201учебный год
Образовательные области
Развитие речи
Чтение художественной
литературы
Социально-коммуникативное
Образовательный компонент
Развитие речи
Риторика
Подготовка к обучению грамоте
Логопедическое
Познание социального мира
Возрастные
группы
(первая
младшая)
1
0,5
0.5
развитие
Познание
Художественно-эстетическое
развитие (мир искусства и
художественная деятельность,
музыкальное развитие)
Физическое развитие
Максимальный объем
недельной нагрузки
Общее количество в год
Исследование живой и неживой природы
Развитие математических представлений/развитие
сенсорной культуры
Лепка
Рисование
Аппликация/ручной труд/конструирование
Мир музыки
Физическое развитие
1
1
1
2
2
10
360
2.2. Формы организации образовательной деятельности
Совместная деятельность взрослого и детей (непосредственная
образовательная деятельность не сопряжена с одновременным
выполнением педагогом функций по присмотру и уходу):
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных
моментов;
-решение образовательных задач сопряжено с количеством и
продолжительность непосредственно образовательной деятельности,
-объѐм образовательной нагрузки (включая реализацию дополнительных
образовательных программ) устанавливаются годовым календарным
учебным.
Самостоятельная деятельность детей (Общий объѐм самостоятельной
деятельности соответствует требованиям действующих СанПиН).
Формы реализации
Интеграция различных видов детской деятельности с использованием
разнообразных форм и методов;
Различные виды детской деятельности (игровой,
коммуникативный,
трудовой,
познавательно-исследовательский,
продуктивный, музыкально-художественный, чтение).
2.3. Содержание и формы воспитательно-образовательной работы по
используемым вариативным программам дошкольного образования.
Патриотизм является одним из нравственных качеств личности,
которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное
качество, оно включает в себя следующие компоненты:
патриотизм: когнетивный компонент, эмоциональный, поведенческий;
знания и представления о Родине
патриотические чувства: любовь, привязанность и др.;
отношение к людям, природе.
Формирование в процессе патриотического воспитания взаимосвязанной
системы качеств представлено в следующей цепочке: знания - отношения -
убеждения - привычка действовать в соответствии с убеждениями установка, готовность к деятельности и поведению, ориентированному на
интересы Родины, государства - основные задачи патриотического
воспитания. Планирование работы осуществляется по следующим разделам:
"Я и моя семья", " Я и моя природа"" Я и моя страна".
Реализация содержания программы происходит через разнообразные
формы организации деятельности детей, включая занятия по социально –
природному миру, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность
детей:
экскурсии, туристические прогулки, встречи с интересными людьми;
чтение, рассказывание детям;
знакомство с художественно литературой;
рассматривание картин, фото, карт, схем и т.д.;
беседы, интервью, викторины;
художественная деятельность детей: рисование, лепка, музыка,
художественный труд, труд в природе;
игры;
праздники и развлечения.
Все виды обучения и воспитания дадут желаемый эффект, если будут
осуществляться в формах сотрудничества, сопереживания, сотворчества,
совместной деятельности взрослых и детей. Освоение содержания идет по
степени понимания детьми предложенного материала. От 1-го к 3- му блоку
содержание программы расширяется, концентрируясь вокруг личности
ребенка, его «Я». В этом суть личностно-ориентированного подхода в работе
с детьми. Систему работы можно представить следующим образом:
семья→детский сад→родная улица→ родной город →родная страна
Образовательный материал по сложности и объему нарастает от одного
возрастного этапа к другому. На каждой последующей возрастной ступеньке
закрепляется и совершенствуется достигнутое ребенком на предыдущей.
В основу составления и реализации программы положен креативный
подход. Каждый педагог может сам подобрать и творчески разработать свои
занятия и другие формы работы, проводимые с детьми, подключая к работе
социальных партнеров. Часть программного материала усваивается в
повседневной жизни через нерегламентированную и свободную деятельность
детей, через общение с разными людьми. Задача педагога — создать условия
для формирования патриотических чувств у детей, и собственным
поведением, личным примером воспитывать гражданина России.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному
усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они
живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только
содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и
длительность изучения. Основной формой нравственно-патриотического
воспитания детей являются тематические занятия.
2.4. Календарно-тематическое планирование в детском саду
осуществляется согласно утвержденному списку недельных тем.
Сентябрь
Неделя
1
2
3
4
Октябрь
1
2
3
Ноябрь
4
5
1
2
3
4
Декабрь
1
2
3
4
Январь
1
2
3
Тема
«Наш детский сад».
«Азбука безопасности».
«Овощи. Огород. Труд
взрослых на полях и
огороде».
«Фрукты. Сад. Труд
взрослых в садах».
«Золотая осень. Деревья,
кустарники, грибы,
ягоды».
«Продукты питания. Хлеб
всему голова».
«Домашние животные и
птицы».
«Моя семья».
«Мой город. Улица. Дом.
Микрорайон»
«Родина моя – Россия.
Народные праздники и
промыслы».
«Поздняя осень».
«Дикие животные леса и
их детеныши» - младший
и средний возраст.
«Дикие животные нашей
природной полосы и их
детеныши» - ст. группа
«Животные севера и
жарких стран» подготовительная к школе
группа
«Одежда, обувь, головные
уборы»
«Зима. Зимние месяцы».
«Мебель. Дом и его
части».
«Посуда».
«Новый год».
Каникулы.
«Игры и игрушки».
«Зимние забавы,
4
Февраль
1
2
3
Март
Апрель
Май
4
1
2
3
4
1
2
3
4
5
1
2
3
4
развлечения, виды
спорта».
«Зимующие, оседлые
птицы».
«Профессии»
«Транспорт. Виды
транспорта, профессии на
транспорте, трудовые
действия»
«День защитника Отечества.
Военные профессии».
«Из зимы в весну».
«Женский день».
«Растения».
«Золотая рыбка» –
младший возраст
«Аквариумные рыбы» средний возраст
«Рыбы реки, пруда, озера»
- старшая группа
«Обитатели морей и
океанов» подготовительная к школе
группа
«Перелетные птицы».
«Труд весной. Техника,
инструменты,
с/х
профессии».
«Космос».
«Первоцветы
и
лекарственные растения».
«Насекомые».
«Дети разных народов»
«9 мая. День Победы».
«Путешествие по миру».
«Азбука безопасности» ст. группа
«Скоро в школу.
Школьные
принадлежности» - под.
группа
«Лето».
«До свидания, детский
сад!» - подготовительные
группы
Цели и задачи календарно - тематического планирования.
Обеспечение выполнения образовательной программы в ДОО в каждой
возрастной группе.
Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически
и последовательно.
Достижение положительных результатов в воспитании, образовании и
развитии детей.
Реализация учебного плана по всем направлениям образовательной
деятельности.
Принципы календарно - тематического планирования.
Календарно-тематическое планирование должно:
Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого
является развитие ребенка.
Соответствовать критериям полноты и достаточности.
Сочетать принципы научной обоснованности и практической
применяемости.
Обеспечивать единство воспитательных, обучающих и развивающих
целей, а также задач процесса образования детей дошкольного
возраста.
Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей.
Основываться на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса.
Предусматривать решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Предполагать построение образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми, т. е. на основе игровой
деятельности.
2.4.1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНОКОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Социально - коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции
собственных
действий;
развитие
социального
и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование
основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Игра как особое пространство развития ребенка третьего года жизни.
Задачи образовательной деятельности:
Способствовать благоприятной адаптации детей к детскому саду,
поддерживать эмоционально - положительное состояние детей.
Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в
игре представления об окружающей действительности.
Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать
эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям
помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться).
Формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети),
об их внешнем 13 виде, действиях, одежде, о некоторых ярко
выраженных эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы), о
семье и детском саде.
Способствовать становлению первичных представлений ребенка о
себе, о своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи.
Развивать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое
взрослым поведение.
Содержание образовательной деятельности
Люди (взрослые и дети). Узнавание имен мальчиков и девочек в
группе. Определение детьми особенностей внешнего вида мальчиков и
девочек, их одежды, прически, предпочитаемые игрушки. Отличие взрослых
и детей в жизни и на картинках. Показ и называние основных частей тела и
лица человека, его действия. Различение и называние действий взрослых.
Определение ярко выраженных эмоциональных состояний, которые
воспитатель называет словом и подчеркнуто демонстрирует мимикой,
жестами, интонацией голоса. Повторение за воспитателем слов,
обозначающих эмоциональное состояние, узнавание на картинках.
Семья. Рассматривание картинок, изображающих семью - детей и родителей.
Узнавание членов семьи, называние их, понимание заботы родителей о детях.
Детский сад. Узнавание своей группы, воспитателей. Ориентировки в
помещении группы. Понимание правил «можно», «нельзя». По приказу и
напоминанию взрослого здороваются, прощаются, говорят «спасибо»,
«пожалуйста». Проявление внимание к словам и указаниям воспитателя,
действуют по его примеру и показу. Участие вместе с воспитателем и детьми
в общих подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх.
Труд. Представление о простых предметах своей одежды (название),
назначении их, способах одевания (колготок, маечек, футболок, штанишек).
Наблюдение за процессами труда взрослых по обслуживанию детей, что
расширяет их кругозор. Название определенных действий, которые взрослый
помогает ребенку выстроить в определенной последовательности.
Календарно - тематическое планирование
дата
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
темы
1. «В гости к детям».
2. «Ладушки, ладушки».
3. «Кукла гуляет».
4. «Чудесная корзинка».
1. «Падают листочки».
2. «Чудесный мешочек».
3. «Покормим куклу Катю».
4. «Кто в домике живѐт?»
5. «Моя улица».
1. «Мы живѐм в России».
2. «Птички хотят пить».
3. «В лес к друзьям».
4. «Маша – растеряша».
1. «Куколке холодно».
2. «Комната для Кати».
3. «Наши любимые сказки».
4. «Встречаем Новый год».
1. «Наши игрушки».
2. «Зимние забавы для ребят».
3. «Наши верные друзья».
1. «На чѐм поедешь?»
2. «Кто нас лечит?»
3. «Мой папа».
4. «Почему снег тает?»
1. «Мамин праздник».
2. «Кукла в ванночке не
плачет».
3. «Что весна нам принесла?»
4. «Узнай сказку по
картинке»
1. «Жѐлтые, пушистые».
2. «Смотрит солнышко в
окошко».
3. «Золотая рыбка».
4. «Куда плывѐт кораблик?»
1. «Наш любимый детский
сад».
2. «Выходи, дружок, на
зелѐненький лужок».
3. «Поймай бабочку».
4. «В гостях у лета».
задачи
Познакомить
с
яркими
объектами
и
явлениями
неживой природы; Развивать
зрительное
восприятие;
Воспитывать аккуратность и
дружеское отношение.
Формировать
элементарные
представления о временах
года;
Воспитывать
аккуратность
и
последовательность в процессе
одевания
Познакомить
детей
с
растительным миром ближнего
природного
окружения;
Развивать наблюдательность,
познавательный
интерес;
Воспитывать
бережное
отношение
к
растениям,
любознательность
Познакомить
детей
с
особенностями
состояния
конкретных растений в разные
сезоны; Воспитывать любовь к
природе
Побуждать детей узнавать
животных, называть, выделять
отдельные
части;
Учить
различать диких и домашних
животных;
Воспитывать
бережное
отношение
к
животным. Учить правильно,
ухаживать за комнатными
растениями;
Познакомить
детей
с
особенностями
состояния животных в разные
сезоны, изменении внешнего
вида и поведения, образа
жизни.
Развивать
зрительную
координацию; Учить называть
части тела, их названия;
Познакомить
с
отличительными
особенностями мальчиков и
девочек; Развивать добрые
чувства детей друг к другу,
желание взаимодействовать со
сверстниками;
Развивать
слуховое
восприятие;
Воспитывать
бережное
отношение
к
игрушкам.
Формировать представление о
социальном мире, о предметах
сделанными руками людей.
Воспитывать
привычки
культурного
поведения
и
общения с людьми. Развивать
начала социальной активности.
Воспитывать любовь к своей
семье, детскому саду, родному
городу, родной стране.
Результаты образовательной деятельности.
Достижения ребенка (Что нас радует):
Ребенок с интересом и удовольствием действует со взрослым и
самостоятельно с предметами, дидактическими игрушками и
материалами.
Успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру и
другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда
практических действий.
Группирует в соответствии с образцом предметы по цвету, форме,
величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей.
Активно использует слова-названия для обозначения формы.
Начинает пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета,
часто еще в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть
и желтый, и зеленый предметы).
Проявляет активность и интересуется животными ближайшего
природного окружения, замечает цветущие растения, явления природы.
По показу воспитателя обследует объекты природы, использует
разнообразные обследовательские действия.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и
родителей.
Ребенок пассивен в играх с предметами разной формы, размера, не
пользуется действиями, показывающими увеличение или уменьшение,
сопоставление, сравнение. Выполняет аналогичное только в
совместной со взрослым игре.
В основном раскладывает, перекладывает предметы безрезультатно,
словами, обозначающими название форм, размеров, чисел, не
пользуется.
У ребенка отсутствует интерес к действиям с предметами и
дидактическими игрушками как вместе с взрослым, так и
самостоятельно
Малыш не способен найти по образцу такой же предмет, составить
группу из предметов по свойству.
У ребенка отсутствует стремление учитывать свойства предметов в
продуктивной деятельности.
Малыш не понимает слов, обозначающих основные свойства и
результаты сравнения предметов по свойству.
Равнодушен к природным объектам.
У ребенка недостаточно развиты обследовательские умения и
поисковые действия
Средства обучения
1. Технические средства обучения: звуковые, визуальные.
2. Учебно-наглядные пособия: схемы, муляжи, картины, инструменты.
2.4.3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Цель речевого развития дошкольников состоит в овладении речью как
средством общения и культуры, происходящим в различных видах
деятельности (познавательно - исследовательской, коммуникативной,
восприятии художественной литературы и других), освоенной как с
помощью взрослых, так и самостоятельно.
Задачи образовательной деятельности
1. Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.
2. Побуждать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои
мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные
этикетные формулы общения.
3. Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие,
направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без
опоры на наглядность.
4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов- названий
предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко
выраженных частей, свойств предметов ( цвет, форма, размер, характер
поверхности).
Содержание образовательной деятельности
Связная речь. Понимание обращенной речи сначала с опорой на
наглядность, а постепенно и без неѐ. Реагирование на обращение с
использованием доступных речевых средств, ответы на вопросы воспитателя
с использованием фразовой речи и формы простого предложения. Отнесение
к себе речи взрослого, обращенной к группе детей, понимание ее
содержания. Инициативная связная разговорная речь как средство общения и
познание окружающего мира. Переход ребенка от однословной, фразовой
речи к использованию в речи предложений разных типов, окружающих связи
и зависимости объектов. В словарь входят:
названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей
предметов;
название некоторых трудовых действий и собственных действий; имена близких людей, имена детей группы;
обозначения
личностных
качеств,
особенностей
внешности
окружающих ребенка взрослых и сверстников.
Грамматическая правильность речи. Освоение большинства основных
грамматических категорий: окончаний существительных; уменьшительно ласкательных суффиксов; явлений словотворчества. Проявление способности
выражать свои мысли посредством трех-, четырехсловных предложений.
Самостоятельная речь детей. Звуковая культура речи. Развитие звуковой
культуры речи включает в себя три основных разделов. В
звукопроизношении для детей характерно физиологическое смягчение
практически всех согласных звуков. В двухлетнем возрасте такое
несовершенство произношения еще не требует специальной коррекции. Для
его успешного преодоления и предупреждения возможного нарушения
звукопроизношения требуется активная профилактическая работа по
укреплению мышц органов артикуляционного аппарата: губ, языка, щек. В
слово - произношение ребенок пытается произнести все слова, которые
необходимы для выражения его мысли. В использовании разных по
сложности слов наблюдается устойчивое воспроизведение ритма слова.
Преодоление явления пропуска слогов в словах по образцу взрослого.
Выразительность речи. Выражение своего отношения к предмету разговора
при помощи разнообразных вербальных средств и невербальных средств жестов, мимики, пантомимики 20 (движений). Проявление эмоциональной
непроизвольной выразительности речи ребенка.
Содержание
раздела
интегрируется
с
разделами:
Социальнокоммуникативное развитие, Познавательное развитие, Художественноэстетическое развитие, Физическое развитие.
Формы организации работы по реализации программы «Риторика
дошкольника»
Используются основные формы работы: дыхательная, ортологическая,
речевая разминки; инсценирование; аудирование; видеоматериалы; чтение;
ролевое чтение.
Также рекомендуется занятие-дискуссия, занятие-экскурсия, занятиеконцерт, занятие - обсуждение. «Коммуникативные игры» усиливают
процесс
познания. Именно в игре, выполняя в заданных воображаемых ситуациях
функции взрослого человека и сопоставляя их с собственным реальным
опытом, ребенок учится управлять своими чувствами, учится логически
мыслить, планировать свои поступки. Для детей дошкольного возраста
можно предложить следующие группы риторических коммуникативных игр:
правильность речи;
культура спора;
восприятие, понятие партнера по общению, умение слушать;
невербальные средства общения;
типовые ситуации общения;
решение логических задач;
техника речи и др.
Риторические занятия требуют от педагога способности быть равноправным
партнером, собеседником детей, который делится своими наблюдениями,
чувствами, переживаниями и с интересом выслушивает их высказывания на
различные темы, наравне с детьми сочиняет сказки, считалки и загадки,
показывает пример эффективного речевого поведения в незапланированных
ситуациях.
Среди приемов и методов работы следует указать следующие:
упражнения
(подражательно-исполнительского
и
творческого
характера)
этюды;
импровизации, разыгрывание сказок;
наблюдения, прогулки, экскурсии;
рассматривание рисунков и фотографий;
моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний;
анализ заданных ситуаций;
свободное и тематическое рисование;
лепка, конструирование;
чтение художественных произведений;
беседы, сочинение историй;
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
упражнения по развитию выразительности исполнения ( вербальной и
невербальной);
упражнения по технике речи, выразительное чтение художественных
произведений и произнесение собственных высказываний в полном
соответствии с правилами общения в различных ситуациях;
специальные задания для детей, проявляющих особый интерес к
собственному речетворчеству;
ролевые диалоги по иллюстрациям;
интонационные, речевые и ритмические игры (превращение в
различных литературных героев, приемы фантазирования)
Календарно-тематическое планирование
Дата
Сентябрь
Темы
1. «Наша группа».
2. «Собачка».
3. «Катя, Катя».
4. «Сделаем овощной салат».
Задачи
Знакомить с назначением
мебели;
различать и называть еѐ
Учить различать и называть
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
1. «Большой, маленький».
2. «Угощение для ребят и зверят».
3. «Дети обедают».
4. Рассматривание картины «Семья».
5. «Картинки - загадки».
1. Чтение сказки «Курочка Ряба».
2. «Тихо – громко».
3. «Зайка, мишка и лиса».
4. «Оденем Катю на прогулку»
1. «Белоснежные комочки».
2. «Мишка пьѐт горячий чай».
3.Чтение сказки «Красная Шапочка».
4. «Праздник ѐлки в детском саду».
1. «Колокольчик – дудочка».
2. «Медвежонок на горке».
3. «Кто как кричит?».
1. «Паровоз, машина».
2. Дидактическая игра «Кто что
делает?»
3. Рассказывание сказки «Репка».
4. «Как мы птичек кормили».
1. Чтение стихотворения О. Карышевой
«Подарок».
2. «Кто как ходит?»
3. Составление рассказа о весне.
4. Чтение сказки «Как коза избушку
построила».
1. «Села птичка на окошко».
2. «Яркие звѐздочки».
3. «Где живѐт рыбка?»
4 «Мишка работает».
качества: твѐрдый, мягкий,
мнѐтся,
нельзя мять; упражнять в
подборе
существительных к глаголу
– плавать-.
Учить различать основные
качества
игрушек: цвет, размер;
развивать
слуховое восприятие.
Учить рассматривать
картинку,
отвечать на вопросы по
содержанию картинки,
развивать и
обогащать речь, побуждать
проговаривать текст
потешки
1. Чтение рассказа Л. Славина
«Кораблик».
2. Рассматривание комнатных растений.
3. Дидактическая игра «Угадай
насекомое».
4. Рассматривание картины «Дети играют
в песочнице».
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует):
Ребенок активен и инициативен в речевых контактах с воспитателем и
детьми.
Проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками.
Легко понимает речь взрослого на наглядной основе и без наглядности,
использует в разговоре форму простого предложения из 4-х и более
слов, правильно оформляет его.
Самостоятельно использует форму приветствия, прощания, просьбы и
благодарности.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и
родителей:
Ребенок не проявляет интереса к общению: в общении с воспитателем
недоверчив и насторожен,
в
общении со сверстниками
недоброжелателен или замкнут.
Понимает речь только на наглядной основе, нуждается в повторении
обращенной к нему речи.
Отвечает на вопросы преимущественно жестом или использованием
упрощенных слов
. Самостоятельно вступает в речевой контакт только с воспитателем.
Элементарные формулы речевого этикета (приветствия, прощания,
просьбы и благодарности) использует фрагментарно, только по
напоминанию взрослого.
Содержание раздела интегрируется с образовательными областями:
«Познание»,
«Социализация»,
«Коммуникация»,
«Художественная
литература», «Труд».
2.4.4 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
В дошкольном возрасте возникает интерес к эстетической стороне
окружающей действительности, потребность в творческом самовыражении,
инициативность и самостоятельность в воплощении художественного
замысла. Ребенок знакомится с разными видами и жанрами искусств, в том
числе народным творчеством.
Реализация программы направлена на художественно - эстетическое
развитие ребенка в процессе обогащения сенсорного и чувственного опыта
во всех видах творческой деятельности, при организации образовательной
среды; стимулирующей изобразительные виды деятельности (рисование,
лепка, художественное, конструирование и пр.), музыкальные виды
деятельности (пение, музицирование, танцевальные движения); поддержку
детской инициативы, поощрение, стимулирование творческих замыслов.
Данное направление предполагает интегрированные музыкальные и
изобразительные занятия, которые развивают эстетический вкус детей, их
умение понимать и ценить произведение искусства; позволяют уменьшить
количество специально организованных занятий в детском саду и увеличить
время для других видов деятельности.
Программа музыкального развития построена на основе ведущего метода
деятельностного освоения музыкального языка, который лежит в основании
принципов элементарного музицирования. Интеграция музыки, слова и
движения - фундамент модели интегрированной программы. Обращение к
синтезу искусств детерминировано возрастными особенностями детей.
Развитие изобразительной деятельности.
Задачи образовательной деятельности
вызвать интерес и побуждать желание участвовать в
образовательных ситуациях и играх эстетической направленности,
рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно.
Развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические
свойства и качества предметов (в процессе рассматривания игрушек,
природных объектов, предметов быта, произведения искусства).
Формировать умения создавать (в совместной с педагогом
деятельности и самостоятельно) несложные изображения в
рисовании, лепке, аппликации, конструировании, ассоциировать
изображение с предметами окружающего мира, принимать замысел,
предложенный взрослым, создавать изображение по принятому
замыслу.
Активизировать
освоение
изобразительных
материалов,
инструментов (их возможностей и правил использования),
поддерживать экспериментирование с ними, развивать технические
умения, зрительно - моторную координацию, моторные
характеристики и формообразующие умения.
Развивать умение вслушиваться в музыку, различать контрастные
особенности звучания; побуждать к подпеванию и пению; развивать
умение связывать движение с музыкой.
Содержание образовательной деятельности.
Рассматривание детьми и обыгрывание народных игрушек и предметов
промыслов, разнообразных по материалу изготовления и образам. Дети
узнают их названия, функциональную направленность (что с ними можно
делать: игрушки - играть; посуда - используют в процессе еды и для
приготовления пищи и т. п.). Восприятие, рассматривание разных образов:
животных (лошадки, медведя, собаки, птицы и т. п.), человека (барышни,
няньки). Соотнесение изображения с предметами окружающего мира.
Узнавание некоторых простых элементов росписи предметов народных
промыслов.
Рассматривание знакомых детских книг. Освоение элементарных правил
использования книги. Познание того, что рисунок в книги - иллюстрациисозданы художниками. Побуждать внимательно рассматривать изображение,
слушать
описание
взрослого,
соотносить
изображенное
с
собственнымопытом. Освоение детьми некоторых изобразительных
материалов: различение, называние, выбор по инструкции взрослого. В
практических ситуациях освоение некоторых инструментов и действий с
ними, правил использования.
В совместной с педагогом деятельности познание об элементах
строительных конструкторов: название деталей, некоторые свойства,
способы крепления. Освоение способов создания простых изображений: на
основе готовых основ - нарисованных взрослым образов, линий, точек и
отпечатков.
Музыкальное развитие на третьем году жизни включает слушание
инструментальной музыки (небольшие пьесы для детей) в живом исполнении
взрослого. Музыкально - ритмичные движения дети воспроизводят по показу
воспитателя - элементы плясок. Музыкальная игра включает сюжетно ролевую игру, где дети могут уже исполнять свои первые роли под музыку.
Освоение движений, умения слушать музыку, действовать согласно с ней.
Календарно-тематическое планирование
Рисование
дата
Сентябрь
Октябрь
темы
1. «Знакомимся с кисточкой».
2. «Что за чудо эти краски».
3. «Осенний листопад».
4. «Помидорки в банке».
1. «Ягоды рябины».
2. «Печенье на тарелке».
3. «Украсим тарелку».
4. «Маша пошла, гулять: топ –
топ».
5. «Забор возле дома бабушки»
Ноябрь
1.«Украсим дымковскую лошадку».
2. «Дождик».
3. «Рукавички для зайки».
4. «Украсим шарфик для куклы»
Декабрь
1. «Выпал первый снежок».
2. «Красивый полосатый
коврик».
3. «Колобок».
4. «Ёлочка – красавица».
1. «Разноцветные колечки».
2. «Снеговик».
3. «Клубочки для котят».
1. «Колѐса для машины».
2. «Расчѐска для куклы».
3. «Украсим рубашку для
папы».
4. «Повисли с крыши сосульки».
1. «Цветы для мамы».
Январь
Февраль
Март
задачи
Развивать
умение
ритмично
наносить линии, штрихи, пятна
Знакомить детей со способами
изображения простых предметов,
проведения разных прямых линий, в
разных направлениях, пересекая.
Развивать
умение
создавать
некоторые обобщѐнные образы,
изображения игрушек на основе
округлых и вытянутых форм.
В
ситуации
«игрыэкспериментирования»
с
материалами формирует умение
подбирать цвета.
Учит создавать изображение с
использованием
одного,
двух
цветов.
В предметном изображении в
процессе создания рисунка учить
детей передавать общие признаки и
некоторые характерные детали
предметов, относительное сходство
по форме, цвету, размеру, фактуре;
выделять
главное
цветом,
расположением, размером.
В сюжетном изображении развивать
умение создавать изображение на
всем листе, стремиться отображать
линию
горизонта,
строить
простейшую композицию.
В
декоративном
изображении
развивать
умение
видеть
Апрель
Май
2. «Подарим кукле фартук».
3.«Распустились листики на
дереве».
4. «Заюшкина избушка».
1. «Зѐрнышки для птичек».
2. «Светит солнышко в
окошко».
3. «Украсим рыбку».
4. «Украсим ведро для куклы
Кати»
1. «Украсим кукле платье».
2. «Одуванчики в траве».
3. «Спрячем жучков в траве».
4. «Бабочки на лугу».
предметную и геометрическую
форму, строить на ней нарядный
узор при помощи ритма и
чередования форм, цветных пятен
передавать элементы декоративного
узора прямыми пересекающими
линиями, точками, кругами, мазки,
ритм и чередование элементов,
цветовых
пятен;
украшать
дымковскими узорами силуэты
игрушек, вырезанных взрослыми.
В процессе игр и упражнений с
изобразительными инструментами
материалами формировать умение
правильно
держать
карандаш,
кисть, регулировать силу нажима,
аккуратно набирать краску на кисть,
снимать
лишнюю
краску,
промывать кисть и использовать
салфетку для обсушивания;
поддерживает свободное движение
кисти во время рисования.
Создаѐт условия для принятия
детьми
правильной
непринуждѐнной позы в процессе
деятельности: не наклоняться,
сидеть
свободно,
правильно
удерживать
инструменты,
не
напрягать руку.
Лепка
Дата
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Темы
1. «Знакомство с пластилином».
2. «Делим пластилин на кусочки».
3. «Разноцветные листочки на
дереве».
4. «Огурчик»
1. «Ягоды для Мишутки».
2. «Баранки для куклы Кати».
3. «Украсим чашку для зайчонка».
4. «Банан для мамы».
5. «Заборчик для лошадки».
1. «Украсим матрѐшке сарафан».
2. «Витаминки для куклы».
3. «Угощение для зверят».
4. «Украсим шапочку для Кати».
1. «Снежный ком».
2. «Украсим ковѐр для куклы».
3. «Золотое яичко».
4. «Новогодние шарики для ѐлочки».
1. «Погремушка».
2. «Снеговик».
3. «Горох для петушка»
Задачи
пластичных материалах:
раскатывание глины под
углом ладоней рук,
раскатывание и соединение различных
частей,
скатывание, вдавливание
пальцем, соединение
нескольких частей в один
образ.
Инициировать
обыгрывание работы в
ситуации общения со
взрослым, использовать еѐ
в игре, по приглашению
взрослого – объединение
работы с работами других
детей, педагога в единую
композицию.
Февраль
Март
Апрель
Май
1. «Самолѐт».
2. «Печенье для медведей».
3. «Лепѐшки большие и маленькие».
4. «Первые проталинки».
1. «Прянички для мамочки».
2. «Неваляшка».
3. «Подснежник».
4. «Зайка встретил Колобка»
1. «Птички прилетели».
2. «Солнышко».
3. «Рыбка».
4. «Тарелочка».
1. «Башенка».
2. «Ромашка».
3. «Божья коровка».
4. «Бабочка».
Содержание раздела интегрируется с образовательными областями:
«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература»,
«Труд»
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует):
Знает названия некоторых изобразительных материалов и
инструментов, понимает, что карандашами и красками можно
рисовать, из глины лепить.
Самостоятельно оставляет след карандаша (краски) на бумаге, создает
простые изображения (голова, ноги, формы, линии, штрихи), научается
ассоциировать (соотносить) созданные линии, фигуры с образами,
подсказанными взрослым; называет то, что изобразил.
Осваивает простые действия с инструментами, в совместной со взрослым
деятельности создает простые изображения.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и
родителей:
• Ребенок невнимательно рассматривает игрушки, предметы, иллюстрации;
пытается рисовать, лепить, но при инициативе взрослого.
• Увлекается манипулированием с инструментами, затрудняется ассоциировать
(соотносить) созданные линии, фигуры с образами; теряет замысел в процессе
выполнения работы.
• Недостаточно хорошо (согласно возрасту) развиты мелкая моторика, координация
руки и зрения.
• Ребенок неуверенно выполняет формообразующие движения; наблюдается
неестественность позы, зажатость (напряженность) руки при деятельности.
• Различает проявления свойств предметов (только 1—2 цвета, 1—2 формы),
выделяет их в знакомых предметах, путает название.
• Испытывает затруднения в совместной со взрослым деятельности (сотворчестве):
не умеет приглашать взрослого к совместной изобразительной деятельности, не
следит за действиями взрослого, не принимает игрового подтекста ситуации.
2.4.5 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Физическое развитие детей основывается на разумном приоритете ценностей
здоровья и здорового образа жизни при организации образовательной работы с
воспитанниками и их семьями. В основе создания образовательной среды со
здоровьесберегающими функциями лежит тесное сотрудничество воспитателей,
специалистов (инструктора по физической культуре, музыкального руководителя,
педагога-психолога, логопеда), а также родителей. Такое взаимодействие
предусматривает охрану жизни ребѐнка, профилактику негативных эмоций,
поддержание бодрого, жизнерадостного настроения, создание условий, когда
детская заинтересованность, предметная и социальная умелость становится
личным достоянием ребенка, выраженным в желании заниматься физической
культурой не только на занятии, но и в свободной деятельности как в группе, так и
дома.
Двигательная деятельность.
Задачи образовательной деятельности
Обогащать детский двигательный опыт, способствовать освоению основных
движений, развитие интереса к подвижным играм и согласованным
двигательным действиям.
Обеспечивать смену двигательной деятельности детей с учетом степени ее
эмоциональной
насыщенности,
особенностей
двигательной
и
интеллектуальной активности детей.
Создать все условия для успешной адаптации каждого ребенка к условиям
детского сада.
Укреплять здоровье детей, реализовывать систему закаливания.
Продолжать формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на
друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног, действовать сообща,
придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные
ориентиры.
Содержание образовательной деятельности
Узнавание детьми разных способов ходьбы, прыжков, ползания и лазания,
катания, бросания и ловли, построений, исходные положения в общеразвивающих
упражнениях. Освоение простейших общих для всех подвижных игр правил.
Узнавание о возможности передачи в движениях действий знакомых зверей,
домашних животных, птиц, рыб, насекомых, сказочных персонажей. На 3-м году
жизни
происходит
освоение разнообразных физических упражнений,
общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр и их правил.
По мере накопления двигательного опыта у малышей идет формирование новых
двигательных умений: строиться парами, друг за другом; сохранять заданное
направление при выполнении упражнений; активно включаться в выполнение
упражнений; ходить, не сталкиваясь и не мешая друг другу; сохранять равновесие
на ограниченной площади опоры; бегать, не мешая друг другу, не наталкиваясь
друг на друга; подпрыгивать на месте, продвигаясь вперед; перепрыгивать через
предметы, лежащие на полу, мягко приземляться; бросать мяч воспитателю и
ловить брошенный им мяч; подтягиваться на скамейке, лежа на груди; ползать на
четвереньках, перелезать через предметы; действовать по указанию воспитателя,
активно включаться в подвижные игры. Участие в многообразных играх и игровых
упражнениях, которые направлены на развитие наиболее значимых в этом возрасте
скоростно-силовых качеств и быстроты (особенно быстроты реакции), а также на
развитие силы, координации 30 движений. Упражнения в беге содействуют
развитию общей выносливости.
Содержание раздела интегрируется с разделами: Социально-коммуникативное
развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие,
Речевое развитие.
Мониторинг проводиться два раза в год: в сентябре - вводный, в мае –
итоговый.
Минимальные результаты
Бег на 10 м 10,2 сек
Прыжки в длину с места 30 см
Бросание предмета 2,5 – 3 м
Спрыгивание 15 см
Календарно-тематическое планирование
Кол-во часов
Прыжки
26 часов
Бросание, ловля
и метание
30 часов
Ползание и
лазание
25 часов
Ходьба, бег и
равновесие
27 часов
Базовый компонент
Подскоки на месте на носках,
- с доставанием предметов,
- слегка продвигаясь вперѐд
Перепрыгивание через линии,
верѐвку, через две линии
Прыжки на двух ногах
Спрыгивание с предмета
Прокатывание мяча одной и
двумя руками
- под дугу
- друг другу
Бросание мяча вперѐд снизу, от
груди, из-за головы
Ловля мяча, брошенного
воспитателем. Перебрасывание
мяча через верѐвку
Бросание предметов (мячи,
мешочки с песком, шишки)
- в цель одной и двумя руками
- вдаль правой и левой рукой
Подтягивание на скамейке,
лѐжа на животе
Ползание на четвереньках
Ползание под препятствиями
Перелезание через бревно
Лазание по гимнастической
стене удобным способом.
Ходьба «стайкой» за
воспитателем в заданном
направлении
- между предметами
- по дорожке
-по извилистой дорожке
- по шнуру (прямо, по кругу,
зигзагом)
Перешагивание через
препятствия (высота 10-15 см)
Подъѐм на возвышение с спуск
с него.
Всего
108 часов
Средства обучения: всевозможный спортивный инвентарь.
Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует):
Ребенок интересуется разнообразными физическими упражнениями,
действиями с физкультурными пособиями (погремушками,
ленточками, кубиками, мячами и др.). При выполнении упражнений
демонстрирует достаточную координацию движений, быстро реагирует
на сигналы.С большим желанием вступает в общение с воспитателем и
другими детьми при выполнении игровых физических упражнений и в
подвижных играх, проявляет инициативность.
Стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен
по отношению к некоторым двигательным действиям.
Переносит освоенные простые новые движения в самостоятельную
двигательную деятельность.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и
родителей:
Малыш не интересуется разнообразными физическими упражнениями,
действиями с разными физкультурными пособиями (погремушками,
ленточками, кубиками, мячами и др.).
Ребенок без особого желания вступает в общение с воспитателем и другими
детьми при выполнении игровых физических упражнений и в подвижных
играх, не инициативен.
Малыш не самостоятелен в двигательной деятельности, не стремится к
получению положительного результата в двигательной деятельности.
В контрольной диагностике его результаты ниже возможных минимальных.
2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников
Одним из важных принципов технологии реализации программы является
совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение
родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам
воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при
взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные
контакты, вовлекать их в
процесс совместного воспитания дошкольников. В младшем
дошкольном возрасте большинство детей только приходят в детский сад, и
родители знакомятся с педагогами дошкольного учреждения. Поэтому задача
педагога - заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания
ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша.
Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями
дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и
образовательной программы, специалистами, которые будут работать с их
детьми. Вместе с тем, в этот период происходит и установление личных и
деловых контактов между педагогами и родителями.
В общении с родителями воспитатель показывает свою
заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные
черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность,
что они смогут обеспечить его полноценное развитие. В ходе бесед,
консультаций, родительских собраний педагог не только информирует
родителей, предоставляет им возможность высказать свою точку зрения,
поделиться проблемой, обратиться с просьбой. Такая позиция педагога
способствует развитию его сотрудничества с семьей, поможет родителям
почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
Познакомить родителей с особенностями физического,
социально-личностного, познавательного и художественного
развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к
условиям дошкольного учреждения.
Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья
ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому
развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил
безопасного поведения дома и на улице.
Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в
социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с
родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к
взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к
близким, уверенность в своих силах.
Совместно с родителями способствовать развитию детской
самостоятельности, простейших навыков самообслуживания,
предложить родителям создать условия для развития
самостоятельности дошкольника дома. •Помочь родителям в
обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его
любознательности, накоплении первых представлений о
предметном, природном и социальном мире.
Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с
ребенком дома, познакомить их со способами развития
воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах
художественной и игровой деятельности.
Направления взаимодействия педагога с родителями
Педагогический мониторинг. В ходе организации педагогического
мониторинга воспитателю младшей группы важно изучить своеобразие
семей, особенности семейного воспитания, педагогические проблемы,
которые возникают в разных семьях. Для этого воспитатель использует
методы первичной диагностики: анкетирование родителей, беседы,
наблюдение за общением родителей детей в утренний и вечерний отрезок
времени.
Так, в ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в утренний и
вечерний отрезок времени воспитатель обращает внимание на следующие
показатели:
Эмоциональный настрой ребенка на общение со взрослым (ребенок
встречается с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с нежеланием,
раздраженно)
Эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком - (взрослый
вступает в общение с удовольствием, спокойно, с нежеланием, раздраженно)
Особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении-сотрудничают,
умеют договориться; не взаимодействуют, каждый занимается «своим
делом»; конфликтуют, не могут прийти к общему решению.
Особенности воспитательной тактики родителя - при затруднениях взрослый
настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает
позицию ребенка, ищет компромиссы. Типичная позиция, которую занимает
каждый в общении - Лидер (указывает, направляет, заставляет, оценивает),
Партнер (советуется, сочувствует, напоминает, интересуется, согласовывает),
Отстраненный (выслушивает, отвлекается, молчит, задает формальные
вопросы) или др.
Возникающие трудности общения, конфликты, их причины, пути
выхода из затруднительных ситуаций. Эти проявления родителя и ребенка
могут дать воспитателю общую картину их взаимоотношений, помогут
понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные
трудности и проблемы. Педагогическая поддержка. Одна из важнейших задач
совместной деятельности воспитателя и родителей в младшем дошкольном
возрасте-организовать условия для благополучной адаптации малыша в
детском саду. В беседах с родителями педагог подчеркивает, что во многом
привыкание ребенка к условиям детского сада зависит от организации его
жизни в семье (режима, особенностей питания), развития элементарной
детской самостоятельности в бытовых процессах.
Для более успешной адаптации воспитатель предлагает такие
совместные формы с родителями. «Первое знакомство», когда мама вместе с
ребенком впервые ненадолго приходит в младшую группу, знакомятся с
новым окружением, которое ждет его в детском саду (шкафчиком в
раздевалке, интересными игрушками, кроваткой в спальне) пробует проявить
себя в интересной для него деятельности - порисовать красками, поиграть с
водой и песком, слепить мячик из пластилина. Для родителей младших
дошкольников, которые только поступили в детский сад, особенно важно
помочь понять свои возможности как родителя и особенности своего
ребенка, узнать какие возможности для развития ребенка есть в дошкольном
учреждении. В беседах с воспитателями, психологом родители знакомятся с
возможными средствами повышения своей психолого-педагогической
компетентности – знакомство с материалами информационных бюллетеней и
тематических газет, консультации у педагогов и специалистов 35
дошкольного учреждения, участие в психолого-педагогических тренингах.
Педагогическое образование родителей. Педагогическое образование
родителей младших дошкольников ориентировано на развитие активной,
компетентной позиции родителя. Выбирая направления педагогического
образования, воспитатель ориентируется на потребности родителей группы.
Анализируя результаты педагогического мониторинга, воспитатель
определяет наиболее значимые темы для педагогического образования
родителей группы.
Педагог стремится поддержать активность, заинтересованность
родителей, предлагает такие формы встреч как дискуссии, круглые столы,
вечера вопросов и ответов, творческие мастерские, тренинги и ролевые игры.
Педагог знакомит родителей с факторами укрепления здоровья детей,
обращая особое внимание на их значимость в период адаптации ребенка к
детскому саду. Особенно важно вызвать у родителей младших дошкольников
интерес к вопросам здоровья дошкольника, желание укреплять его не только
медицинскими средствами, но и с помощью правильной организации режима,
питания, совместных с родителями физических упражнений (зарядки, подвижных
игр), прогулок.
Совместная деятельность педагогов и родителей.
Педагог стремится активно включать родителей в совместную
деятельность с их детьми - сюжетные и подвижные игры, совместное
рисование, создание педагогами и другими детьми. Очень важно помочь
родителям получать удовольствие от совместных игр, общения со своим
ребенком.
Развитию совместного общения взрослых и детей поможет цикл игровых
встреч с родителями.
Сплочению родителей и педагогов будет способствовать совместное с
родителями оформление групповых газет, фотоальбомов.
Участие родителей и детей в различных смотрах-конкурсах поможет
педагогу лучше узнать возможности родителей, их таланты.
Таким образом, в ходе организации взаимодействия с родителями младших
дошкольников воспитатель стремится развивать их интерес к проявлениям
своего ребенка, желание познать свои возможности как родителей,
включиться в активное сотрудничество с педагогами группы по развитию
ребенка.
III. Организационный раздел программы
3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в
группе располагающая, почти домашняя. Все помещения, предназначенные
для детей, оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя
комфортно и свободно. Комфортность среды дополнена художественноэстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка,
вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой
эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней
тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий,
материалов, пространства. Игровая среда стимулирует детскую активность и
постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и
инициативой детей. Игровое оборудование разнообразное и легко
трансформируемое.
В группе оборудованы:
Виды помещения, функциональное
использование
Групповая комната:
• образовательная деятельность
• сюжетно ролевые игры
• самообслуживание
• труд
• самостоятельная творческая деятельность
• деятельность в природном уголке
Оснащение
• Детская мебель для образовательной и
практической деятельности
• книжный уголок: детские книги, речевые
игры, энциклопедии, книги-самоделки,
журналы.
• Уголок художественного творчества:
Материалы и оборудование для развития
детской изобразительной деятельности ручного
труда и художественного конструирования.
Изобразительные материалы: губки, кисточки,
мелки, карандаши, природный, бросовый
материал, раскраски, трафареты.
Спортивный уголок: мешочки с крупой, кегли,
мячи разного размера, силовые тренажеры,
скакалки, пуговичные коврики, фабричные
массажные коврики, коврики из пробок,
атрибуты для подвижных игр, тематические
альбомы с иллюстрациями разных видов
спорта. • Уголок сюжетно-ролевой игры,
игровая мебель, атрибуты для сюжетноролевых
игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская»,
«Автобус», «Больница», «Детский сад»;
• природный уголок: Стенд наблюдений
«Календарь погоды», комнатные растения,
модели и оборудование по
уходу за растениями. • Тематические папки,
поделки из бросового и природного материала.
Уголок познания и конструирования:
Дидактические игры, пазлы, головоломки,
мозаика, настольные и печатные развивающие
игры, конструкторы различных видов, крупный
и мелкий строительный материал, лего.
• Театральный уголок: Игрушки и декорации
для настольного театра; самодельные атрибуты,
музыкальные, шумовые игрушки, музыкальные
инструменты; аудиотехника.
• Уголок музыкальных инструментов.
3.2. Организация режима пребывания детей в ДОУ Режим дня согласно
возрастной группе.
При организации режима дня в ДОУ учтены требования СанПиН,
рекомендации программы «Развитие», видовая принадлежность ДОУ.
Организация жизни детей в ДОУ опирается на определѐнный суточный
режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна
и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями:
― Оптимальное время для сна – время спада биоритмической активности: с
12 часов (у детей 2-3 лет).
― Оптимальное время для умственной деятельности
– время подъѐма умственной работоспособности: с 9 до 11 часов, с 16 до 18
часов.
― Оптимальное время для физической деятельности – время подъѐма
физической работоспособности: с 7 до 10 часов, с 11 до 13 часов, с 17 до 19
часов. ― Оптимальная частота приѐмов пищи – 4 – 5 раз, интервалы между
ними не менее 2 часов, но не более 4 часов.
― Оптимальное время для прогулки – время суток, когда минимально
выраженынеблагоприятные природные факторы (влажность, температура
воздуха, солнечная радиация и др.).
В режиме дня постоянные величины: длительность бодрствования и
сна, время приѐма пищи. Переменные величины – время начала и окончания
прогулок, организация совместной деятельности педагогов с детьми и
самостоятельной деятельности детей. Время начала и окончания прогулок
может корректироваться в соответствии с временами года, климатическими
изменениями и пр.
Задача воспитателя – создавать положительное настроение у детей,
организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское
утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и
отдыха. Использовать в непосредственно образовательной деятельности
физкультминутки,
двигательные
паузы
между
образовательными
ситуациями, разнообразить двигательную деятельность детей в течение дня.
Продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности
каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность,
предупреждает утомляемость и перевозбуждение. Необходимо уделять
внимание закаливанию, заботиться о достаточном пребывании детей на
свежем воздухе, тщательно контролируя то, как одеты дети, не
перегреваются ли они, не переохлаждаются ли, соблюдать все гигиенические
требования к температурному, воздушному и световому режиму в
помещении группы.
Воспитатель внимательно следит за позой каждого ребенка и
условиями его деятельности. При неправильной позе ребенка за столом
(горбится, низко наклоняется) и недостаточном освещении во время
рисования, рассматривания мелких изображений возникает пере
напряженность зрения и может развиваться близорукость. Поэтому
необходимо, чтобы столы и игровые уголки располагались близко к окнам,
чтобы свет падал слева. Поэтому важны контроль над соответствием высоты
мебели росту детей, своевременная смена столов, стульев.
Режим строится в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
Он
предусматривает
разнообразную
совместную
образовательную
деятельность
дошкольников
с
педагогом
и
самостоятельную деятельность по интересам и выбору детей.
Список литературы:
1. Программа «Детство» В.И.Логиновой. Под ред./Т.И.Бабаевой. СПб., « Детство-пресс» 2011.
2. План-программа педагогического процесса в детском саду «Детство». Под
ред./З.А.Михайловой. СПб., « Детство-пресс» 2001.
3. Дошкольное воспитание. Журнал. 1982 – 2008.
4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.
Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2011г.
5. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А.
Каменева, А.К. Матвеева, Л.М. Маневцова и др.; Сост. Л.А. Каменева; Под ред. П.Г. Саморуковой.
– 2=е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1983.
6. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для
воспитателей и методистов ДОУ / Н.А. Карпухина. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
7. Г.В.Давыдова «Игры, считалки, загадки, стихи для развития речи», «Феникс» 2012.
8. Н.А.Карпухина «Программные разработки образовательной области», Воронеж 2013.
9. Н.А.Карпухина «Конспекты занятий в 1 младшей группе д/с», Воронеж 2008.
10. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» Просвешение, Москва 1981.
11. Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе «Детство» ООО Издательство Детство-Пресс 2011.
12. М.В.Крулех «Дошкольник и рукотворный мир» Детство-Пресс 2002.
13. Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в младшей гркппе» Учитель 2007.
14. Жукова О.С.Ум на кончиках пальцев - Москва, издательство «Сова», 2006 - 160с.
15. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: Пособие для
воспитателя дет. Сада. - М.: Просвещение, 1996 - 159с..
16. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду – Программа,
конспекты занятий: (М.: Гуманит, издательский центр ВЛАДОС, 2003 - 368 с)
17. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для
воспитателей детского сада/ Составитель Н.В. Гончарова и др.; под редакцией
18.Доломанова Н. Н. Подвижные игры с песнями. – М.: Сфера, 2010.
19.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
20.Музыкальная палитра/Сост. А. Буренина. СПб., 2006-2007.
21. .Анферова В.И. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3-4лет. – М.; ТЦ Сфера, 2012. –
112с.
22. Е.А. Сенкевич, Т.В. Большева физкультура для малышей. Методическое пособие для
воспитателей.- Спб.: «Детство - пресс», 2002.-48с. (серия «Библиотека программы «Детство»»)
23. - Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2004.