Рабочая прогр подготовительной группы Знайки (6-7 лет)

Пояснительная записка
Настоящая
рабочая
программа
разработана
на
основе
примерной основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования «Детство». / Под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательнообразовательного процесса для детей подготовительной к школе группы.
Цель: формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок
учебной
деятельности,
обеспечивающих социальную
успешность,
сохранение и укрепление здоровья детей.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
 Укреплять физическое и психическое здоровье детей, развивать
двигательную активность, воспитывать гигиеническую культуру,
приобщать к ценностям здорового образа жизни..Развивать
гуманистическую направленность отношения детей к миру
(социальному, природному, рукотворному), воспитывать культуру
общения, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость,
дружеские
взаимоотношения, стремление
к сотрудничеству,
взаимодействию со сверстниками и близкими взрослыми.
 Развивать познавательную активность, любознательность, стремление
детей к исследованию и экспериментированию с предметами,
материалами, природными объектами, умение вести наблюдение,
сравнение, анализ, пользоваться схемами, моделями, пооперационными
картами; обогащать кругозор детей, углублять и дифференцировать
представления о мире.
 Развивать инициативу и самостоятельность детей в деятельности,
общении и познании, (в играх, изобразительной, театральной,
музыкальной, речевой, коммуникативной деятельности) в соответствии
с интересами и склонностями дошкольников.
 Обогащать эстетические чувства и впечатления детей, интерес к
искусству, музыке, художественной литературе, развивать речевую
культуру, умение грамматически правильно, выразительно и связно
передавать в речи свои мысли, стремиться к взаимопониманию в
общении со взрослыми и сверстниками.
 Развивать стремление к школьному обучению, интерес к школе, к
будущей новой социальной позиции школьника, обеспечивать
становление полноценной готовности детей к обучению в школе.
 Развивать самосознание детей, воспитывать в детях уверенность,
чувство собственного достоинства, стремление к социально

одобряемым действиям и поступкам, радость взросления, понимания
роста возможностей и достижений.
 Обогащать представления детей о людях, о родной стране,
многообразии стран и народов мира, формировать основы
гражданских, патриотических чувств и толерантности к другим
народам.
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов
деятельности:
 Образовательная
деятельность,
осуществляемая
в
процессе
организации различных видов детской деятельности (игровой,
коммуникативной,
трудовой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
 Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных
моментов;
 Самостоятельная деятельность детей.
 Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в
совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности
детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но
и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой
дошкольного образования.
Содержание
рабочей
программы
включает
совокупность
образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие
детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным
направлениям – физическому, социально-личностному, познавательноречевому и художественно-эстетическому.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом,
познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших
дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному
обучению.
Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной
координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление
движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность
пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых
усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться
хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к
движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений.
Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических
упражнений и подвижных игр.
Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем
поведении: элементарные правила безопасности, сведения о некоторых
возможных травмирующих ситуациях, важности охраны органов чувств
(зрения, слуха), некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб,
порез, ссадина), правилах поведения в обществе в случае заболевания (при
кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться

общей посудой с заболевшим), некоторых правилах ухода за больным (не
шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку, градусник и т.
п.).
Старший дошкольный возраст — время активного социального
развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее
основными компонентами. На протяжении дошкольного возраста ребенок
проходит огромный путь развития — от отделения себя от взрослого («Я
сам») до открытия своей внутренней жизни, своих переживаний,
самосознания.
У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков,
к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и
правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к
формированию первых задатков произвольного поведения, то есть такого
поведения, для которого характерны устойчивость, не ситуативность. В
поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: дети
могут сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость.
В выборе линии поведения дошкольник учитывает свой прошлый опыт.
Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми
приобретает
внеситуативно
личностную
форму,
максимально
приспособленную к процессу познания ребенком себя и других людей. Дети
охотно обсуждают с воспитателем поступки людей, их качества, мотивы
действий. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их
взаимоотношений.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление
интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного
опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных
народов, животным и растительным миром разных стран.
На седьмом
году жизни происходит дальнейшее
развитие
взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную
деятельность индивидуальной. Возрастает интерес к личности сверстника,
устанавливаются отношения избирательной дружбы и устойчивой взаимной
симпатии. Узы дружбы связывают преимущественно детей одного пола, но
начинает проявляться особое внимание и симпатия между отдельными
мальчиками и девочками. Мальчики оказывают девочкам личное
расположение, дарят подарки, угощают, предлагают помощь. Воспитатель
акцентирует внимание детей на полоролевых особенностях поведения и
взаимоотношений мальчиков и девочек, принятых в обществе.
В подготовительной группе в совместной деятельности дети
осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются
мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну
операцию.
В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой
опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетноролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым
содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивностроительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры.

Достаточно отчетливо проявляются избирательные интересы в выборе игр,
индивидуальные предпочтения, особенности игр мальчиков и девочек.
На седьмом году жизни расширяются возможности развития
самостоятельной
познавательной
деятельности. Детям
доступно
многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное
обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез,
классификация),
простейшие
измерения,
экспериментирование
с
природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти.
Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации. Для
запоминания дети сознательно прибегают к повторению, использованию
группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего
воссоздать последовательность событий или действий, наглядно-образные
средства.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему
школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый
настрой в группах старших дошкольников. Интерес детей к школе
развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с
учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетноролевые игры на школьную тему.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться в школе.
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные
психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности,
обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью
детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в
течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний
оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на
прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до
обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей
домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с
продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при
температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время
прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные
игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение
ДОУ. Дневному сну отводится 2- 2.20 часа. Самостоятельная деятельность
детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме
дня не менее 3-4 часов.
Режим дня.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
На 2021-2022 учебный год
Прием детей, осмотр, игры
7.00-8.15
Утренняя гимнастика

8.25– 8.35

Подготовка к завтраку, завтрак
Подготовка к непосредственно образовательной
деятельности, непосредственно образовательная деятельность

8.35– 8.50

8.50– 10.50

Игры, подготовка к прогулке, прогулка
(игры, наблюдения, труд)

10.50– 12.20

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

12.20– 12.30

Обед

12.30– 13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00– 15.00

Постепенный подъем, водные, воздушные
процедуры

15.00– 15.25

Полдник

15.25– 15.40

Игры, самостоятельная художественная
деятельность (НОД)

15.40– 16.00

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, труд

16.00– 18.00

В образовательном процессе подготовительной группы сочетаются
формы организованного обучения (занятия), включая дополнительное
образование, что составляет-15 форм организованного обучения;

Совместная деятельность и общение воспитателя с детьми вне занятий
и свободная, самостоятельная деятельность детей по интересам.
Реализуется девиз программы «Детство»: «Чувствовать — Познавать
— Творить». Личный опыт ребенка организуется так, чтобы он
естественным путем в доступных видах деятельности в сотрудничестве со
взрослым и самостоятельно осваивал средства и способы познания, общения
и
деятельности,
позволяющие
реально
проявить
творчество,
самостоятельность и реализовать позицию субъекта.
Организованная образовательная деятельность с детьми проводится
в виде развивающих проблемно-игровых и практических образовательных
ситуаций в соответствии с образовательными областями. Разностороннее
развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей
обеспечивается по основным направлениям — физическому, социальноличностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Образовательные ситуации строятся как увлекательная проблемнопознавательная деятельность. Активно используются игровые приемы,
разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условнографические модели. Образовательные ситуации носят преимущественно
интегративный,
проблемно-поисковый
характер,
предполагают
познавательное общение, совместную деятельность с воспитателем и
активную самостоятельность детей в решении задач (социальных,
коммуникативных,
познавательных,
художественных,
двигательных,
экологических, творческих и пр.), личностно-ориентированный подход
педагога.
Организованная образовательная деятельность в подготовительной
группе осуществляется в первую половину дня, ежедневно проводится
2—3 образовательные ситуации, продолжительностью каждая до 25— 30
минут, с перерывами по 8—10 минут.
Необходимыми в оборудовании старших и подготовительных групп
являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных
интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии,
иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о
жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая, образовательная среда становится
основой для организации увлекательной, содержательной жизни и
разностороннего развития каждого ребенка.
Образовательная работа направлена на интеграцию и координацию
взаимодействия воспитателей и специалистов в рамках единого развития
ребенка.
Календарно – тематическое плантирование
Тема

1 неделя

«Детский сад»

Содержание работы

Варианты
итоговых
мероприятий

Сентябрь
Систематизировать знания детей о школе: Праздник

«День

2 неделя

3 неделя.

4 неделя

1 неделя

название и назначение помещений в школе
(гардероб, классы, спортивный зал,
кабинет директора, врача, столовая),
правила поведения в школе, отличия
школьной жизни от жизни в детском саду.
Познакомить
с
трудом
учителя.
Формировать (закреплять) обобщающее
понятие «школьные принадлежности».
Учить правильно относить конкретные
предметы к обобщающему понятию.
«Краски осени»
Закрепить знания детей о временах года.
Систематизировать представления об
осени (уменьшение продолжительности
дня,
похолодание,
частые
дожди).
Закрепить знания о желтом, красном,
зеленом цветах в природе. Знакомить с
названиями
осенних
месяцев.
Познакомить
с
отличительными
признаками первого осеннего
месяца
(желтые листья на березах, кучевые
облака, увядание трав).Знакомить с
особенностями
поведения
птиц
и
животных осенью. Сбор осенних листьев.
«Урожай»
Продолжить
обогащать
и
совершенствовать
представление
об
овощах. Учить различать овощи по вкусу,
запаху, по тактильным ощущениям,
составлять рассказ описание. Закрепить
обобщающее понятие «овощи». Научить
узнавать
и
правильно
называть
конкретные предметы, относящиеся к
этим понятиям. Учить дифференцировать
понятия
овощи,
фрукты,
ягоды.
Формировать начальные представления о
ЗОЖ, о пользе продуктов питания.
Воспитывать уважение к труду взрослых в
саду, на полях, в огороде.
«День
Продолжать знакомство с д/с как
дошкольного
ближайшим социальным окружением
работника»
ребенка
(воспитатель,
помощник
воспитателя, музыкальный руководитель,
врач, дворник), предметное окружение,
правила
поведения
в
д/с,
взаимоотношения
со
сверстниками.
Формировать
умение
составлять
описательные рассказы о детском саде,
передавая свои эмоции и впечатления.
Октябрь
«Всемирный
Обобщить и систематизировать знания о
день животных» диких животных и их детенышах.
Сформировать (закрепить) обобщающее
понятие – дикие животные. Помочь усвоить
названия животных, познакомить со средой

знаний»

Выставка детского
творчества детей.
Праздник «Осень».
Конкурс « Поделки
из
природного
материала».

Экскурсия
по
детскому
саду.
Развлечение «Наш
любимый детский
сад».

С/р
игры
использованием
экологических
макетов.
Фотовыставка

с

обитания, особенностями внешнего вида и
образа жизни (повадки, пища, жилище).
Развивать умение выделять признаки
сходства и различия. Знакомить с
животными занесенными в Красную книгу.

2 неделя

«День врача»

Формировать представление о пользе и
вреде витаминов, приобщать детей к ЗОЖ.
Формировать представление о профессии
врача,
медицинского
персонала.
Формирование представлений о строении
тела человека, внутренних органов.

3 неделя

«Неделя
транспорта»

4 неделя

«Неделя
растений»

1 неделя

«Всемирный
день
приветствия»

Продолжать формировать представление о
видах транспорта: наземный, водный,
воздушный,
грузовой,
пассажирский,
городской,
междугородний.
Учить
правильно называть детали транспорта
(колесо, кабина, руль, штурвал, крыло и
т.д.). Познакомить с профессиями людей,
работающих на разных видах транспорта.
Повторить правила дорожного движения,
правила поведения на транспорте.
Знакомить с комнатными растениями:
герань, бегония, фиалка. Учить находить и
называть части комнатных растений:
стебель, лист, бутон, цветок. Учить
находить
отличительные
признаки
комнатных растений, сравнивать растения
по стеблю, листьям, цветам, запаху.
Формировать
умение
ухаживать
за
комнатными растениями с помощью
взрослых. Формировать представление о
лекарственных
растениях,
полевых,
луговых.
Ноябрь
Развивать
коммуникативные
навыки.
Формировать умение употреблять вежливые
слова
и
выражения.
Воспитывать
доброжелательное отношение друг к другу.

2 неделя

«Народная
культура и
традиции»

3 неделя

«Кто и как
готовится к
зиме»

Формировать представления о традициях и
обычаях русского народа, знакомство с
декоративно-прикладным
искусством,
музыкальными
инструментами.
Формировать представление о гербе, гимне,
флаге России.
Продолжать
знакомить
детей
с
характерными признаками зимы, описывать
и устанавливать простейшие причинно-

«Мой
любимый
домашний
питомец».
Выставка
творчества детей.
Изготовление
«Красной книги» с
использование
рисунков детей.
Развлечение
«Доктор Айболит и
профессор
Пилюлькин».
Экскурсия
в
медицинский
кабинет.
Развлечение
«В
гостях
у
светофора».
Фотовыставка
«Прогулка
по
улицам
нашего
поселка»

Экологическая
викторина.

Показ
театрализованной
постановки
младшим
школьникам.
С/р
игры
с
использование
макета
«Русская
изба».
Праздник
«Фольклорные
посиделки»
Просмотры
фильмов
о
природе.
Игра

4 неделя

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1-2
неделя
3 неделя

4 неделя
1 неделя

следственные
связи.
Закрепить
представление о способах подготовки
лесных зверей и птиц к зиме, учить
анализировать
и
делать
выводы.
Закрепление умения отличать зимующих и
перелетных птиц.
«Всемирный
Организовать
все
виды
детской
день матери и
деятельности вокруг темы семьи, любви к
ребенка»
маме, бабушке. Воспитывать уважение к
воспитателям.
Расширять
гендерные
представления.
Декабрь
«Здравствуй,
Формировать первичный исследовательский
гостья зима!»
и
познавательный
интерес
через
экспериментирование. Обогащать знания об
особенностях
зимней
природы,
особенностях деятельности людей в городе,
на селе, о безопасном поведении зимой.
Продолжить
знакомить
с
природой
Арктики, Антарктиды, животными жарких
стран. Дать представление об особенностях
зимы в разных широтах, и в разных
полушариях Земли.
«Неделя
Знакомство с различными зимними видами
здоровья и
спорта, объяснение их пользы для
спорта».
организма. Воспитывать любовь к занятиям
физкультурой.
Город мастеров Уточнять знания о профессиях взрослых.
(профессии)
Расширять представление о труде взрослых,
показать их значимость. Познакомить с
особенностями работы, инструментами и
орудиями труда. Воспитывать уважение к
людям труда. Воспитывать уважение к
результатам чужого труда.
«Новый год у
Организовать все видов деятельности
ворот»
вокруг темы Нового года и новогоднего
праздника.
Январь
«Рождественские Формирование представлений о Рождестве,
святки»
обычаях
русского
народа,
чтение
художественной литературы.
«День дружбы» Формирование понятий: дружба, друг.
Развивать умение работать в группах,
воспитание умения сопереживать, желания
прийти на помощь, воспитание уважения к
другим национальностям, в том числе
коренным народам Дальнего Востока и
Приамурья.
«Неделя зимних Знакомство с зимними видами спорта,
забав»
русскими народными играми и забавами.
Февраль
«Всемирный
Развивать коммуникативные навыки детей.
день доброты» Формировать умение употреблять вежливые

«Кто здесь спит?»

Мамин праздник.

Выставка детского
творчества.

«Зимние веселые
старты». Экскурсия
на стадион.
Парад профессий.

Новогодний
утренник.
Тематическое
развлечение.
Костюмированная
игра «Мы такие
разные»

Организация п/и в
ДОУ и на улице
День
помощи
малышам

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

слова
и
выражения.
Воспитывать
доброжелательное отношение друг к другу,
формировать
умение
сопереживать,
проявлять заботу.
«Неделя России» Воспитывать в детях чувства патриотизма,
любви к Родине и родному краю.
Формирование таких личностных качеств у
дошкольников как доброта, отзывчивость,
честность, справедливость, любовь к
Родине, уважение к традициям, народу,
гордости за его достижения. Формирование
представлений
о
государственной
символике,
войсках.
Формирование
представлений о столице Родины – Москве.
«День
Осуществлять патриотическое воспитание.
защитника
Знакомить с «военными » профессиями.
Отечества»
Воспитывать
любовь
к
Родине.
Формировать
первичные
гендерные
представления.
«Неделя театра и Формирование
нравственных
качеств,
музыки»
культурных ценностей, развитие интеллекта
и личностных качеств. Вызвать интерес к
театральной деятельности, формировать
представление о театре. Способствовать
созданию радостного настроения, развивать
воображение и способности к творчеству.
Март
«Праздник 8
Организовать
все
виды
детской
Марта»
деятельности: игровая, коммуникативная,
трудовая, познавательно-исследовательская,
продуктивная, музыкально-художественная
и др. вокруг темы любви к маме, бабушке,
уважения к женщинам.
«Ранняя весна» Расширять представления о весне, учить
рассказывать о приметах наступающей
весны. Учить наблюдать за изменениями в
природе, делать выводы на основе
наблюдений.
Воспитывать
бережное
отношение к окружающей природе, чувство
прекрасного, умение замечать красоту в
повседневных событиях.
«Всемирный
Формировать представление о домашних
день кошек»
животных,
разновидностях
кошек,
воспитание бережного отношения к ним.
«День смеха и
цирка»

Тематическое
развлечение.

Праздник
«День
защитника
Отечества»
Театрализованное
представление.

Праздник 8 Марта.

Тематическое
развлечение

Фотовыставка
«Моя кошка»

Развивать чувство юмора у детей. Праздник
Формировать представление о цирке, смеха»
жанрах циркового искусства, профессиях
людей, выступающих в цирке: акробаты,
дрессировщики,
фокусники,
силачи.
Воспитание любви к цирковому искусству,
уважение к труду артистов. Обогатить
словарь детей по данной теме.

«День

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1неделя

Апрель
«Праздник птиц» Расширять знания о группах птиц:
зимующие - оседлые, перелетные –
кочующие. Познакомить с жизнью птиц
весной (гнездование, выведение птенцов).
Учить узнавать и различать перелетных
птиц (скворец, ласточка, грач, журавель,
соловей) по внешним признакам (размер,
окраска перьев, характерные повадки и пр.).
Воспитывать бережное отношение к птицам
(рассматривать, кормить, не пугать, не
разорять гнезда).
«День космоса» Формирование начальных представлений о
космосе, космической системе, планетах
солнечной
системы.
Формировать
доступные пониманию детей представления
о государственном празднике
«День
космонавтики». Формировать
представление о деятельности людей по
освоению космоса (профессии космонавта,
его личностные качества). Расширять знания
о космических кораблях, ракетах и другой
космической техники.
«Праздник
Знакомство с историей возникновения
книги»
бумаги, книги. Выявление уровня знаний
детских сказок через различные виды игр,
Развивать мышление, умение отгадывать
загадки, придумывать свои. Воспитывать
желание к постоянному общению с книгой и
бережному отношению к ней.
«День Земли»
Уточнить и расширить знания о насекомых
(внешний
вид,
питание,
способ
передвижения). Формировать (закреплять)
обобщающее понятие «насекомые». Учить
соотносить
конкретные
предметы
с
обобщенным понятием.
Формировать у
детей
элементарные экологические
представления,
расширять
и
систематизировать знания о мире природы.
Знакомить
с
многообразием
родной
природы. Формировать представления о б
охране растений и животных.
Май
«День победы» Расширять представление о празднике День
Победы, о воинах, которые защищали
Родину.
Уточнить
и
расширить
представления детей о ВОВ. Формировать
представление о подвиге народа, который
встал на защиту своей Родины в годы ВОВ.
Закреплять
знания
об
Армии,
о
представителях разных родов войск (летчик,
танкист,
пехотинец,
моряк и
др.).
Воспитание нравственных чувств (любви,

Развлечение
«Праздник птиц».
Просмотр фильма
о птицах Дальнего
Востока.

Просмотр
презентаций
о
космосе
и
космической
технике, «Планеты
солнечной
системы»

Сочинение сказки с
помощью
пиктограмм. КВН
по сказкам.

Экспериментальноисследовательская
деятельность
«Изучение почвы»

Праздник
Победы»

«День

2 неделя

3-4
неделя

«Неделя
здоровья»

«Здравствуй,
лето!»

гордости) к людям старшего поколения,
уважение
к
защитникам
Отечества,
ветеранам ВОВ.
Формирование
приоритетов
ЗОЖ
у
воспитанников, а так же приобщения
дошкольников к активным занятиям
физической культуры и спортом и
совершенствование
форм организации
физкультурно-оздоровительной
и
спортивно-массовой работы.
Подготовка
к
выпускному
балу.
Формирование положительного отношения
к школе, учебной деятельности.

Спортивный
праздник.
Экскурсия
стадион,
спортивный
школы.
Выпускной бал.

Перечень основных видов
непосредственно образовательной деятельности (НОД)
Виды организованной образовательной деятельности
Количество
1
Познание
Природный мир
1
Формирование
элементарных
математических
представлений
1
Коммуникация.
Обучение грамоте
1
Развитие речи
0,5
Художественное творчество
Рисование
0,5
Лепка
0,5
Аппликация
0,5
Конструирование
1
Социализация
Социальный мир
Физическая культура
3
Музыка
2
Общее количество
12
Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной области «Здоровье»
Цель: приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и
психическое здоровье ребенка.
Задачи:




Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и
человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего
здоровья и здоровья окружающих людей.
Обогащать и углублять представления детей о том, как
поддержать, укрепить и сохранять здоровье.

на
в
зал





Воспитывать самостоятельность в выполнении культурногигиенических навыков, обогащать представления детей о
гигиенической культуре.
Обеспечить сохранение и укрепление физического и
психического здоровья детей.
Связь с другими образовательными областями.

Развитие крупной и мелкой моторики, умения
ориентироваться в пространстве
Формирование
основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности в области сохранения и укрепления
здоровья, профилактики заболеваний, ценности здорового образа
жизни
Формирование
гендерной,
семейной
принадлежности,
«Социализация»
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому
сообществу,
реализация
партнерского
взаимодействия
«взрослый-ребенок» (формирование умения действовать в
ситуации взаимодействия с взрослым (вызов скорой помощи и
т.п.)) с учетом общепринятых норм и правил поведения
Формирование трудовых умений и навыков, направленных на
«Труд»
создание условий для здорового образа жизни (уборка
помещений, проветривание и т.п.), воспитание ценностного
отношения к собственному труду, труду других людей и его
результатам; знакомство с профессиями, связанными со
здоровьем людей (врач, медсестра и т.п.)
Расширение кругозора в области «Здоровье», формирование
«Познание»
понятий здорового образа жизни, лекарства, витамины
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми на тему
«Коммуникация»
«Здоровье», практическое овладение воспитанниками нормами
речи
Использование художественных произведений для обогащения
«Чтение
содержания области «Здоровье», развитие детского творчества,
художественной
приобщение к различным видам искусства, развитие
литературы»
художественного восприятия и эстетического вкуса
Формирование графических навыков детей, умение создавать
«Художественное
сюжетные картины на тему «Здоровье» и здорового образа
творчество»
жизни
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья
«Музыка»
детей, формирование представлений о здоровом образе жизни,
релаксация.
Формы образовательной деятельности
Режимные моменты
Самостоятельная деятельность
детей
Формы организации детей.
Индивидуальные
Индивидуальные
Подгрупповые
Подгрупповые
Групповые
Групповые
Формы работы
 Игра
 Во
всех
видах
 Ситуативный разговор
самостоятельной
 Беседа
деятельности
 Рассказ
«Физическая
культура»
«Безопасность»

Чтение
Интегрированная деятельность
Проблемная ситуация
Проектная деятельность
Создание коллекций
Тематический досуг








Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной области «Социализация»
Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и
включение детей в систему социальных отношений.
Задачи:








Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и
творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой
опыт каждого ребенка на основе участия в интерактивной
деятельности( познавательной, речевой. продуктивной), включающей
игру.
Способствовать самостоятельному построению игры на основе
совместного со сверстниками сюжетосложения через построение
новых творческих сюжетов.
Развивать умение в режиссерских играх вести действие и
повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой
замысел с замыслом партнера.
Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками,
развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению
микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.

Развитие социальных представлений о мире людей, нормах
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания
Задачи воспитания и развития детей:







Воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать
социальные
чувства,
эмоциональную
отзывчивость,
доброжелательность, начальные социально-ценностные ориентации.
Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми,
помогать детям осваивать правила поведения в общественных местах и
правила уличного движения.
Продолжать
обогащение
опыта
сотрудничества,
дружеских
взаимоотношений со сверстниками и взаимодействий с взрослыми.
Развивать начала социальной активности, желаний на правах старших
участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать
в оформлении детского сада к праздникам, в подготовке
театрализованных представлений для детей и взрослых (педагогов и
родителей).









Развивать положительное отношение к школе и учителю, интерес к
школьному обучению и активное стремление к будущей социальноличностной позиции школьника.
Развивать в детях положительную самооценку, уверенность в себе,
осознание роста своих достижений, чувство собственного достоинства,
самоконтроля и ответственность за свои действия и поступки.
Формировать представления о мире, о многообразии стран и народов
мира, о некоторых расовых и национальных особенностях,
нравственных качествах, социальных ролях людей; развивать интерес к
отдельным фактам истории и культуры жизни разных народов.
Воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу,
родной стране. Воспитывать толерантность по отношению к людям
разных национальностей, формировать начала гражданственности.
Связь с другими образовательными областями

Формирование навыков игровой деятельности, игр с
правилами; умение общаться с педагогом и сверстниками в
игре, соблюдение правил игры
Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия,
«Здоровье»
формирование начальных представлений о здоровом образе
жизни
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и
«Безопасность»
правилам
взаимоотношений
при
возникновении
чрезвычайных ситуаций
Формирование трудовых умений и навыков, чувства
«Труд»
взаимопомощи, желания бескорыстно помочь окружающим
(пожилым, сверстникам), воспитание трудолюбия, воспитание
ценностного отношения к собственному труду, труду других
людей и его результатам
Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира,
«Познание»
расширение кругозора в сфере изобразительного искусства,
творчества, формирование элементарных математических
представлений
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по
«Коммуникация»
поводу процесса и результатов продуктивной деятельности,
практическое овладение воспитанниками нормами речи
художественных
произведений
для
«Чтение художественной Использование
формирования гражданской принадлежности, патриотических
литературы»
чувств; приобщение через художественные произведения к
элементарным
общепринятым
нормам
и
правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе
моральным)
Отражение в художественном творчестве гендерной,
«Художественное
семейной, гражданской принадлежности, патриотических
творчество»
чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
Использование музыкальных произведений для обогащения
«Музыка»
содержания области, развитие детского творчества,
приобщение к различным видам искусства
Формы
образовательной
деятельности
НОД
Режимные моменты
Самостоятельная
«Физическая культура»

деятельность детей
Формы организации детей
Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые
Наблюдения
Чтение
Игра
Игровое упражнение
Проблемная ситуация
Беседа
Совместная с воспитателем игра
Совместная со сверстниками игра
Индивидуальная игра
Праздник
Экскурсии
Ситуация морального выбора
Проектная деятельность
Интегрированная деятельность
Коллективное обобщающее занятие

Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые
Игровое упражнение
Совместная с воспитателем игра
Совместная со сверстниками игра
Индивидуальная игра
Ситуативный разговор с детьми
Педагогическая ситуация
Беседа
Ситуация морального выбора
Проектная деятельность
Интегрированная деятельность

Индивидуальные
Подгрупповые
Совместная
со
сверстниками игра
Индивидуальная игра
Во
всех
видах
самостоятельной
детской деятельности

Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной области «Труд»
Цель: формирование готовности детей к обучению в школе в процессе
обогащения опыта трудовой деятельности, воспитания у детей
разумных потребностей, основ культуры потребления и бережного,
ценностного отношения к труду через решение основных задач.
Задачи:









Формировать у детей отчетливые представления о труде как
социальном явлении, обеспечивающем потребности человека, через
расширение круга знаний, представлений о совершенствовании
рукотворного мира, изменении мира профессий.
Способствовать осознанию, что в основе достойной жизни,
благополучия человека лежит труд, которым созданы все
материальные и культурные ценности.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в
обществе и жизни каждого человека.
Формировать основы экономического образа мышления, разумное
ограничение детских желаний на основе адекватного отношения к
рекламе, реального осознания материальных возможностей родителей,
ограниченности ресурсов (продуктов питания, воды, электричества и т.
п.) в современном мире.
Обеспечить более широкое включение в реальные трудовые связи со
взрослыми и сверстниками через дежурство, выполнение трудовых
поручений на основе развития позиции субъекта и усложнения круга
продуктивных, коммуникативных и творческих задач, связанных с
трудовой деятельностью в условиях детского сада и семьи (в объеме
возрастных возможностей детей седьмого года жизни).





Воспитывать ответственность (за живое существо, начатое дело,
данное слово), добросовестность, стремление принять участие в
трудовой деятельности взрослых, оказать посильную помощь, проявить
заботу, внимание как важнейшие личностные качества будущего
школьника.
Способствовать развитию детских творческих способностей,
формированию основ культуры организации свободного времени,
досуга, удовлетворяющего половозрастные интересы девочек и
мальчиков.
Связь с другими образовательными областями

«Физическая
культура»
«Здоровье»
«Безопасность»

«Социализация»

«Познание»

«Коммуникация»

«Чтение
художественной
литературы»
«Художественное
творчество»
«Музыка»

Развитие мелкой моторики, умения ориентироваться в
пространстве; развитие физических качеств личности: силы,
выносливости
Развитие физических качеств личности, закаливание организма
(труд летом на участке), умение оказать первую помощь при
бытовых травмах (порез, ушиб и т.п.)
Формирование
основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности в различных видах трудовой деятельности;
осторожное отношение к орудиям труда, знание правил обращения
с ними
Развитие предпосылок осознанной трудовой деятельности на благо
окружающих, умение работать в паре «взрослый-ребенок»,
«ребенок-взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок». Формирование
важности выбора будущей профессии, умения уважать любой труд
(«Мамы разные нужны, мамы всякие важны», «Все работы хороши
– выбирай на вкус»)
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в
области трудовой деятельности, знакомство с новыми профессиями
и предметами труда; формирование элементарных математических
представлений; умение пользоваться мерками для измерения
объѐма, длины предмета
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе
трудовой деятельности; развитие диалогической стороны речи при
работе в парах: «взрослый-ребенок», «ребенок-взрослый-ребенок»,
«ребенок-ребенок»; практическое овладение воспитанниками
нормами речи
Закрепление знаний детей о произведениях устного народного
творчества в процессе трудовой деятельности.

Развитие мелкой моторики; происходит улучшение качества
графических навыков, ориентировки на плоскости и в пространстве
Использование музыкальных произведений для обогащения
содержания области, развитие детского творчества, приобщение к
различным видам искусства
Формы образовательной деятельности
Режимные моменты
Самостоятельная деятельность
детей
Формы организации детей
Индивидуальные
Индивидуальные
Подгрупповые
Подгрупповые

Групповые
Совместные действия
Наблюдения
Поручения
Беседа
Чтение
Совместная деятельность взрослого и детей тематического
характера
Рассматривание
Дежурство
Игра
Экскурсия
Проектная деятельность

Создание
соответствующей
предметно- развивающей среды
Во всех видах самостоятельной
детской деятельности

Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной области «Безопасность»
Цель: формирование
основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического
сознания (безопасности окружающего мира).
Задачи:
 формирование представлений об опасных для человека и окружающего
мира природы ситуациях и способах поведения в них;
 приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего
мира природы поведения;
 передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в
качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
 формирование осторожного и осмотрительного отношения к
потенциально опасным для человека и окружающего мира природы
ситуациям.
Связь с другими образовательными областями
«Физическая культура»
«Здоровье»
«Социализация»

«Труд»

«Познание»

«Коммуникация»

Формирование основ безопасного поведения на улице и в
помещении при проведении соревнований, игр, эстафет; а
также соблюдение правил подвижных игр
Воспитание
культурно-гигиенических
навыков,
формирование начальных представлений о здоровом образе
жизни, сохранении и укреплении здоровья
Формирование осторожного отношения к незнакомым
людям, умения действовать в опасных ситуациях при
контактах с незнакомыми людьми, а также сверстниками и
подростками;
Формирование первичных представлений о труде взрослых,
связанном
с
обеспечением
безопасности
человека
(сотрудники ГИБДД, МЧС, пожарные, и другие службы
экстренной помощи)
Формирование целостной картины мира, расширение
кругозора
в
сфере
безопасности,
формирование
элементарных способов действия в экстремальных ситуациях
в быту, в природе, на улице
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в
области
безопасности,
практическое
овладение
воспитанниками нормами речи и правилами общения с

взрослыми в чрезвычайных ситуациях
художественных
произведений
для
«Чтение
художественной Использование
обогащения
содержания
области,
предупреждения
литературы»
возможных последствий различных ситуаций
«Художественное творчество» Использование изобразительных средств для создания
различных плакатов, рисунков с предупреждающим
содержанием, типа (не рви цветы, и т.п.)
Использование
музыкальных
произведений
для
«Музыка»
эмоционального обогащения литературных произведений
Формы
образовательной
деятельности
НОД
Режимные моменты
Самостоятельная
деятельность детей
Формы организации детей
Индивидуальные
Индивидуальные
Индивидуальные
Подгрупповые
Подгрупповые
Подгрупповые
Групповые
Групповые
Совместные действия
Совместные действия
Создание
Наблюдения
Наблюдения
соответствующей
Беседа
Беседа
предметноЧтение
Чтение
развивающей среды
Просмотр и анализ мультфильмов Рассматривание
телепередач
Игра
Экспериментирование
Проектная деятельность
Просмотр
и
анализ
мультфильмов телепередач

Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной области «Познание»
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального
развития детей.
Задачи:
 Формировать у детей представление о системе сенсорных эталонов
формы, цвета, эталонов величин, длительности времени, эталонов
материалов.
 Поддерживать стремление старших дошкольников использовать
систему обследовательских действий (погладить, надавить, понюхать,
попробовать на вкус и прочее) при рассматривании предметов для
выявления их особенностей, определения качеств и свойств
материалов, из которых сделаны предметы.
 Способствовать самостоятельному применению детьми освоенных
эталонов для анализа предметов, сравнивать предмет с эталоном,
замечать их сходство и отличие, сравнивать предметы разного вида
(например, книга и журнал), выделяя их сходство и отличие по
нескольким основаниям.
 Побуждать детей точно обозначать словом особенности предметов и
материалов, называть обследовательские действия.
 Совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к
сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
Связь с другими образовательными областями

Развитие
мелкой
моторики,
цветоразличения
и
цветовосприятия, а также умения ориентироваться в
пространстве
Обогащение представлений детей о необходимости
«Здоровье»
соблюдения культурно-гигиенических навыков; расширение
кругозора детей в области сохранения, сбережения и
укрепления собственного здоровья, необходимости ведения
здорового образа жизни
Формирование
основ
безопасности
собственной
«Безопасность»
жизнедеятельности в различных видах познавательноисследовательской и продуктивной деятельности
Формирование тендерной, семейной принадлежности,
«Социализация»
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому
сообществу, реализация партнерского взаимодействия
«взрослый-ребенок»; расширение кругозора детей в области
соблюдения общепринятых норм и правил поведения и
морали
Формирование трудовых умений и навыков, воспитание
«Труд»
трудолюбия, развитие познавательно-исследовательской
деятельности
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по
«Коммуникация»
поводу
процесса
и
результатов
познавательноисследовательской
и
продуктивной
деятельности,
практическое овладение воспитанниками нормами речи
художественных
произведений
для
«Чтение
художественной Использование
расширения кругозора детей в области художественной
литературы»
литературы
«Художественное творчество» Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности
детей, введение в самостоятельную конструктивную
деятельность детей ручной труд и художественное
конструирование
Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное
«Музыка»
развитие, формирование целостной картины мира в сфере
музыкального
искусства,
творчества;
использование
музыкальных произведений для обогащения содержания
области, развитие детского творчества, приобщение к
различным видам искусства
«Физическая культура»

Связь с другими образовательными областями
«Физическая культура»
«Здоровье»

«Безопасность»
«Социализация»

Развитие
мелкой
моторики,
цветоразличения
и
цветовосприятия, а также умения ориентироваться в
пространстве
Обогащение представлений детей о необходимости
соблюдения культурно-гигиенических навыков; расширение
кругозора детей в области сохранения, сбережения и
укрепления собственного здоровья, необходимости ведения
здорового образа жизни
Формирование
основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности в различных видах познавательноисследовательской и продуктивной деятельности
Формирование гендерной, семейной принадлежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому
сообществу, реализация партнерского взаимодействия
«взрослый-ребенок»; расширение кругозора детей в области

соблюдения общепринятых норм и правил поведения и
морали
Формирование трудовых умений и навыков, воспитание
«Труд»
трудолюбия, развитие познавательно-исследовательской
деятельности
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по
«Коммуникация»
поводу
процесса
и
результатов
познавательноисследовательской
и
продуктивной
деятельности,
практическое овладение воспитанниками нормами речи
художественных
произведений
для
«Чтение
художественной Использование
расширения кругозора детей в области художественной
литературы»
литературы
«Художественное творчество» Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности
детей, введение в самостоятельную конструктивную
деятельность детей ручной труд и художественное
конструирование
Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное
«Музыка»
развитие, формирование целостной картины мира в сфере
музыкального
искусства,
творчества;
использование
музыкальных произведений для обогащения содержания
области, развитие детского творчества, приобщение к
различным видам искусства
Формы
образовательной
деятельности
НОД
Режимные моменты
Самостоятельная
деятельность
детей
Формы организации детей
Индивидуальные
Индивидуальные
Индивидуальные
Подгрупповые
Подгрупповые
Подгрупповые
Групповые
Групповые
Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра
Во
всех
видах
Рассматривание
Совместные действия
самостоятельной
Наблюдения
Наблюдения
детской
Беседа
Беседа
деятельности
Чтение
Чтение
Просмотр и анализ мультфильмов Рассматривание
телепередач
Игра- экспериментирование
Экспериментирование
Развивающая игра
Игра- экспериментирование
Ситуативный разговор с детьми
Развивающая игра
Экскурсии
Экскурсия
Интегрированная деятельность
Интегрированная деятельность
Конструирование
Конструирование
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность
Рассказ
Рассказ
Создание коллекций
Создание коллекций
Проектная деятельность
Проектная деятельность
Проблемная ситуация
Проблемная ситуация

Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной области «Коммуникация»

Цель: овладение
конструктивными
способами
и
средствами
взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи:
Задачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми
 Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и
сверстниками, более младшими и более старшими детьми, знакомыми
и незнакомыми людьми.
 Способствовать проявлению субъектной позиции ребенка в речевом
общении со взрослыми и сверстниками.
 Способствовать становлению адекватной самооценки и внутренней
позиции ребенка посредством осознания своего социального
положения в детском сообществе и во взрослом окружении.
Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных
видах детской деятельности:
 Развивать
умение
пользоваться
антонимами,
синонимами,
многозначными словами; понимать при восприятии художественной
литературы и использовать в собственной речи средства языковой
выразительности — метафоры, образные сравнения, олицетворения.
 Развивать
самостоятельное
речевое
творчество,
учитывая
индивидуальные способности и возможности детей.
 Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к
языковым явлениям.
 Развивать умения письменной речи.
Задачи на практическое овладение нормами речи
 Расширять представления детей о содержании этикета людей разных
национальностей.
 Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости
от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
 Развивать умение отбирать речевые формулы этикета для
эмоционального расположения собеседника.
Связь с другими образовательными областями
«Физическая культура»
«Здоровье»

«Безопасность»

«Социализация»

Развитие связной речи (диалогической и монологической
форм речи) при организации и проведении подвижных игр,
обогащение словарного запаса
Развитие связной речи (диалогической и монологической
форм речи) при воспитании культурно-гигиенических
навыков (чтение потешек и т.п.), формировании начальных
представлений о здоровом образе жизни, обогащение
словарного запаса
Развитие
свободного
общения
с
взрослыми
при
возникновении опасных ситуаций, формирование основ
безопасности собственной жизнедеятельности в различных
видах деятельности, в природе и ближайшем окружении,
обогащение словарного запаса
Реализация
партнерского взаимодействия «взрослыйребенок», развитие диалогической речи дошкольников,
развитие свободного общения с взрослыми и детьми с

соблюдением общепринятых норм и правил поведения,
обогащение словарного запаса
Развитие связной речи детей, умения составить связный
«Труд»
рассказ о трудовой деятельности и последовательности
выполнения трудовых поручений, обогащение словарного
запаса
Развитие связной речи детей, умения составить описательный
«Познание»
рассказ о предмете, его качествах и свойствах, его месте в
экосистеме; формирование целостной картины мира,
расширение кругозора, обогащение словарного запаса
«Чтение
художественной Использование художественных произведений для развития
связной речи детей, умения составлять связный рассказ по
литературы»
прочитанному произведению; различать виды устного
народного творчества, обогащение словарного запаса
«Художественное творчество» Обогащение словарного запаса, знание названий средств
художественной выразительности, умение составить рассказ
по написанной картине
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в
«Музыка»
области
музыки;
развитие
монологической
речи,
способствующей
сольному
пению;
развитие
артикуляционного аппарата; развитие всех компонентов
устной речи в театрализованной деятельности
Формы
образовательной
деятельности
НОД
Режимные моменты
Самостоятельная
деятельность детей
Формы организации детей
Индивидуальные
Индивидуальные
Индивидуальные
Подгрупповые
Подгрупповые
Подгрупповые
Групповые
Групповые
Беседа после чтения
Ситуация общения в процессе Сюжетно-ролевая игра
Игровая ситуация
режимных моментов
Подвижная
игра
с
Дидактическая игра
Дидактическая игра
текстом
Беседа о прочитанном
Чтение
Игровое общение
Чтение
Словесная игра на прогулке
Все
виды
Игра- драмматизация
Наблюдение на прогулке
самостоятельной
Показ настольного театра
Труд
детской деятельности
Разучивание стихов
Игра на прогулке
предполагающие
Театрализаванная игра
Ситуативный разговор
общение
со
Режисерская игра
Беседа
сверстниками
Решение проблемных ситуаций
Беседа после чтения
Хороводная игра с
Разговор с детьми
Экскурсия
пением
Игра
Интегрированная деятельность
Игра-драмматизация
Интегрированная деятельность
Разговор с детьми
Чтение
наизусть
и
Создание коллекций
Разучивание стихов загадок
отгадывание загадок в
Проектная деятельность
Сочинение загадок
условиях
книжного
Проблемная ситуация
Проектная деятельность
уголка
Разновозрастное общение
Дидактическая игра
Создание коллекций

Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной области «Чтение художественной литературы»

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии)
книг.
Задачи:
 Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как
виду искусства, родному языку и литературной речи.
 Способствовать углублению и дифференциации читательских
интересов.
 Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более
сложных по содержанию и форме.
 В процессе ознакомления с литературой обеспечивать формирование у
детей целостной картины мира, развивать способность творчески
воспринимать реальную действительность и особенности ее отражения
в художественном произведении, приобщать к социальнонравственным ценностям.
 Способствовать развитию художественного восприятия текста в
единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального
подтекста.
 Развивать умения элементарно анализировать содержание и форму
произведения (особенности композиционного строения, средства
языковой выразительности и их значение), развивать литературную
речь.
 Обогащать представления об особенностях литературы: о родах
(фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о
многообразии жанров и их некоторых специфических признаках.
 Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и
творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на
основе литературных произведений.
Связь с другими образовательными областями
«Физическая культура»
«Здоровье»

«Безопасность»

«Социализация»

«Труд»

Развитие потребности в двигательной активности и
формирование физических качеств личности на литературных
примерах
Воспитание
культурно-гигиенических
навыков,
формирование начальных представлений о здоровом образе
жизни средствами литературы (сказки, потешки, рассказы и
др.)
Формирование
основ
безопасности
собственной
жизнедеятельности в различных видах продуктивной
деятельности, используя художественные произведения
русских, советских и зарубежных авторов
Формирование гендерной, семейной принадлежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому
сообществу, реализация партнерского взаимодействия
«взрослый-ребенок» через произведения русских, советских и
зарубежных авторов
Формирование трудовых умений и навыков, воспитание
трудолюбия, воспитание ценностного отношения к
собственному труду, труду других людей и его результатам
на примерах любимых литературных героев, на примерах
любимых рассказов детей

«Познание»

«Коммуникация»
«Художественное творчество»
«Музыка»
Формы образовательной
деятельности
НОД Формы организации
детей
Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые
Чтение
Обсуждение
Рассказ
Беседа
Игра
Инсценирование
Викторина

Формирование целостной картины мира, расширение
кругозора через знакомство с произведениями зарубежных
авторов, формирование элементарных математических
представлений с использованием русских народных сказок
(«Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Колобок» и т.п.)
для закрепления навыка порядкового счета
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по
поводу прочитанных произведений, практическое овладение
воспитанниками нормами речи
Изображение любимых героев литературных произведений
Использование музыкальных произведений с целью усиления
эмоционального восприятия художественных произведений

Режимные моменты
Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые
Ситуативный разговор с детьми
Игра(сюжетно-ролевая,
театрализованная)
Продуктивная деятельность
Беседа
Сочинение загадок
Проблемная ситуация
Использование различных видов
театра

Самостоятельная
деятельность детей
Индивидуальные
Подгрупповые
Игра
Продуктивная
деятельность
Рассматривание
Самостоятельная
деятельность в книжном
уголке и театральном
уголке(рассматривание,
инсценировка)
Во всех видах детской
деятельности

Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательной области «Художественное творчество»
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности,
удовлетворение
потребности
детей
в
самовыражении.
Задачи:
 Формировать эмоциональные и эстетические ориентации, подвести
детей к пониманию ценности искусства, художественной деятельности,
музея, способствовать освоению и использованию разнообразных
эстетических оценок относительно проявлений красоты в окружающем
мире, художественных образах, собственных творческих работах.
 Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения
к окружающему миру в разнообразных ситуациях (повседневных и
образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе
посещения музеев, парков, экскурсий по. городу).
 Способствовать становлению и проявлению у детей интересов,
эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать
изобразительную деятельность посредством обогащения опыта
посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирования,
творческих досугов, рукоделия, проектной деятельности.

 Способствовать
становлению
позиции
художника-творца,
поддерживать проявления самостоятельности, инициативности,
индивидуальности, активизировать творческие проявления детей.
 Совершенствовать
изобразительную
деятельность
детей:
стимулировать умение создавать работы по собственному замыслу,
стремление создать выразительный оригинальный образ, умение
самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения
сюжета, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные
техники и материалы и сочетать их, планировать деятельность и
достигать качественного результата, самостоятельно и объективно
оценивать его, эффективно взаимодействовать с другими детьми в
процессе
выполнения
коллективных
творческих
работ.
Совершенствовать технические и изобразительно-выразительные
умения.
Связь с другими образовательными областями
Развитие мелкой моторики
Воспитание
культурно-гигиенических
навыков,
цветотерапия,
арттерапия,
формирование
начальных
представлений о здоровом образе жизни
Формирование
основ
безопасности
собственной
«Безопасность»
жизнедеятельности в различных видах продуктивной
деятельности
Формирование гендерной, семейной принадлежности,
«Социализация»
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому
сообществу, реализация партнерского взаимодействия
«взрослый-ребенок»
Формирование трудовых умений и навыков, воспитание
«Труд»
трудолюбия, воспитание ценностного отношения к
собственному труду, труду других людей и его результатам
Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира,
«Познание»
расширение кругозора в сфере изобразительного искусства,
творчества, формирование элементарных математических
представлений
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по
«Коммуникация»
поводу процесса и результатов продуктивной деятельности,
практическое овладение воспитанниками нормами речи
художественных
произведений
для
«Чтение
художественной Использование
обогащения содержания области, развитие детского
литературы»
творчества, приобщение к различным видам искусства,
развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
Использование музыкальных произведений для обогащения
«Музыка»
содержания области, развитие детского творчества,
приобщение к различным видам искусства
Формы образовательной
деятельности
НОД
Режимные моменты
Самостоятельная
Формы
организации
деятельность детей
детей
Индивидуальные
Индивидуальные
Индивидуальные
Подгрупповые
Подгрупповые
Подгрупповые
«Физическая культура»
«Здоровье»

Групповые
Занятия
(рисование,
аппликация,
конструирование, лепка)
Изготовление украшений,
декораций.
подарков.
предметов для игр
Экспериментирование
Рассматривание
эстетически
привлекательных
объектов природы. быта.
произведений искусства
Игры(дидактические,
строительные, сюжетноролевые)
Тематические досуги
Выставки
работ
декаративно-прикладного
искусства. репродукций
произведений живописи
Проектная деятельность
Создание коллекций

Групповые
Наблюдение
Рассматривание
эстетически
привлекательных объектов природы
Игра
Игровое упражнение
Проблемная ситуация
Конструирование из песка
Обсуждение
Создание коллекций

Украшение личных
предметов
Игры(дидактические
,
строительные,
сюжетно-ролевые)
Рассматривание
эстетически
привлекательных
объектов природы.
быта. произведений
искусства
Самостоятельная
изобразительная
деятельность

Планируемые результаты освоения детьми основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования описывают интегративные качества
ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. К
семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий
уровень развития интегративных качеств ребенка.
Интегративное качество «Физически развитый, овладевший
основными культурно-гигиеническими навыками»
 Сформированы основные физические качества и потребность в
двигательной активности.
 Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические
процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Интегративное качество «Любознательный, активный»
 Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире
предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
 Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
 Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в
различных видах детской деятельности). В случаях затруднений
обращается за помощью к
взрослому. Принимает живое,
заинтересованное участие в образовательном процессе.
Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»
 Откликается на эмоции близких людей и друзей.
 Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

 Эмоционально реагирует на произведения изобразительного
искусства, музыкальные и художественные произведения, мир
природы.
Интегративное качество «Овладевший средствами общения и
способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»
 Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения,
владеет диалогической речью и конструктивными способами
взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается
предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
 Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником в
зависимости от ситуации.
Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и
планировать свои действия на основе первичных ценностных
представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и
правила поведения»
 Поведение преимущественно определяется не сиюминутными
желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и
первичными ценностными представлениями о том, «что такое
хорошо и что такое плохо».
 Способен планировать свои действия, направленные на достижение
конкретной цели.
 Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в
общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и
др.).
Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и
личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
 Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы
деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как
взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может
преобразовывать способы решения задач (проблем).
 Способен предложить собственный замысел и воплотить его в
рисунке, постройке, рассказе и др.
 Интегративное качество «Имеющий первичные представления о
себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
 Имеет представления о себе, собственной принадлежности и
принадлежности других людей к определенному полу; о составе
семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении
семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его
культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о
мире.
Интегративное качество «Овладевший универсальными
предпосылками учебной деятельности»
 Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и
выполнять его инструкции.
Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и
навыками»

 У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для
осуществления различных видов детской деятельности.
Образовательная область «Здоровье»
 Усвоил основные культурно-гигиенические навыки (быстро и
правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только
индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскает рот после еды,
моет ноги перед сном, правильно пользуется носовым платком и
расческой, следит за своим внешним видом, быстро раздевается и
одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за
чистотой одежды и обуви).
 Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни (об
особенностях строения и функциях организма человека, о важности
соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении
двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах
закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в
жизни человека и их влиянии на здоровье).
Образовательная область «Физическая культура»
 Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег,
прыжки, метание, лазанье).
 Может прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко
приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с
разбега — 180 см; в высоту с разбега —не менее 50 см; прыгать через
короткую и длинную скакалку разными способами.
 Может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в
цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и
горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и
левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся
цель.
 Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две
шеренги после расчета на «первый-второй», соблюдать интервалы во
время передвижения.
 Выполняет физические упражнения из разных исходных положений
четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной
инструкции.
 Следит за правильной осанкой.
 Ходит на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 3 км,
поднимается на горку и спускается с нее, тормозит при спуске.
 Участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон,
баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис).
 Плавает произвольно на расстояние 15 м.
Образовательная область «Социализация»
 Самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты
игр.
 Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место
для импровизации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее.
 Может моделировать предметно-игровую среду.

 В дидактических играх договаривается со сверстниками об
очередности ходов, выборе карт, схем; проявляет себя терпимым и
доброжелательным партнером.
 Понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства
выразительности и оформление постановки.
 В беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку
зрения.
 Владеет навыками театральной культуры: знает театральные
профессии, правила поведения в театре.
 Участвует в творческих группах по созданию спектаклей
(«режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).
Образовательная область «Труд»
 Самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем
внешнем виде.
 Ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке
природы.
 Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада.
 Может планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы,
необходимые для занятий, игр.
Образовательная область «Безопасность»
 Соблюдает элементарные правила безопасного поведения в детском
саду, на улице и в транспорте, дорожного движения.
 Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая
помощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение.
 Понимает значения сигналов светофора.
 Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети»,
«Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный
переход», «Пункт первой медицинской помощи».
 Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход,
пешеходный переход «Зебра».
 Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе
(способы безопасного взаимодействия с растениями и животными,
бережного отношения к окружающей природе).
Образовательная область «Познание»
Продуктивная (конструктивная) деятельность.
 Способен соотносить конструкцию предмета с его назначением.
 Способен создавать различные конструкции одного и того же объекта.
 Может создавать модели из пластмассового и деревянного
конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
Формирование элементарных математических представлений.
 Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие
общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные
его части (часть предметов). Устанавливает связи и отношения между
целым множеством и различными его частями (частью); находит части
целого множества и целое по известным частям.

 Считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах
20).
 Называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого
числа натурального ряда (в пределах 10).
 Соотносит цифру (0-9) и количество предметов.
 Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание,
пользуется цифрами и арифметическими знаками (+, —, =).
 Различает величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость),
массу (вес предметов) и способы их измерения.
 Измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и
сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимает зависимость
между величиной меры и числом (результатом измерения).
 Умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей;
сравнивать целый предмет и его часть.
 Различает, называет: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники
(треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб.
Проводит их сравнение.
 Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист,
страница, поверхность стола и др.), обозначает взаимное расположение
и направление движения объектов; пользуется знаковыми
обозначениями.
 Умеет определять временные отношения (день —неделя —месяц);
время по часам с точностью до 1 часа.
 Знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав
чисел первого пятка из двух меньших.
 Умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к
предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
 Знает монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей.
 Знает название текущего месяца года; последовательность всех дней
недели, времен года.
Формирование целостной картины мира. Имеет разнообразные
впечатления о предметах окружающего мира.
 Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной
задачей.
 Знает герб, флаг, гимн России.
 Называет столицу России.
 Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях.
 Имеет представления о школе, библиотеке.
 Знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы,
пресмыкающиеся, земноводные, насекомые).
 Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым
сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
 Знает правила поведения в природе и соблюдает их.
 Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между
природными явлениями.
Образовательная область «Коммуникация»

 Владеет достаточным словарным запасом. Свободно общается с
педагогом, родителями, сверстниками.
 Пересказывает
и
драматизирует
небольшие
литературные
произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по
сюжетной картинке, по набору картин с фабульным развитием
действия.
 Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения
разных видов.
 Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
 Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в
словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет
место звука в слове.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
 Различает жанры литературных произведений.
 Называет любимые сказки и рассказы; знает наизусть 2-3 любимых
стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
 Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов детских книг.
 Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки,
рассказа.
Образовательная область «Художественное творчество»
 Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика,
скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
 Называет основные выразительные средства произведений искусства.
Рисование.
 Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные,
предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни,
литературных произведений.
 Использует разные материалы и способы создания изображений.
Лепка.
 Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и
движения; создает сюжетные композиции из 2-3 и более изображений.
 Выполняет декоративные композиции способами налепа и рельефа.
 Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
Аппликация.
 Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной
фактуры, способы вырезания и обрывания.
 Создает сюжетные и декоративные композиции.
Мониторинг образовательного процесса
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения
образовательной программы) проводится педагогами, работающими с
дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми
промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе
образовательной программы.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно
оценить степень продвижения дошкольника в образовательной
программе. Форма проведения мониторинга преимущественно

представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные
периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов
детской деятельности и специальные педагогические пробы,
организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся
в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной
программы.
Анализ карт развития позволяет оценить эффективность
образовательной программы и организацию образовательного процесса
в группе детского сада.
Литература:
 Соловьева Е.В. Математика: развивающая книга для детей среднего дошкольного
возраста. - М.: «Просвещение», 2007
 Валина В.В. Математические загадки, ребусы, игры, для тех кто умеет считать до
10.- М.: «Дрофа»,2006
 Борчан Т.А. Логический поезд. – М.: «Издательский дом Карапуз», 2008
 Бортникова Е. Чудо-обучалка. Развиваем память, внимание, воображение. Для
детей 4-6 лет.- М.: «Издательский дом ЛИТУР»,2006
 Финкельштейн Б., Лабутина Л. Блоки Дьеша для старших (5-8 лет). Изготовитель:
ООО «Корвет»
 Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам: методическая рекомендация к курсу
информатики для дошкольников. - Изд.2-е.- М.: « БАЛАСС»,2007
 Ерофеева Т.Н. Дневник математических достижений: пособие по обследованию и
развитию математических представление у дошкольников. – М.:
«Просвещение»,2006
 Волкова С.И. Математика. Сложение и вычитание до 20. – М.: «Дрофа»,1997
 Грушина О.Б. Ребусы и шарады. Ч.1: учебное пособие. – М.: «Дрофа»,1998
 Соловьева Е.В. Моя математика: развивающая книжка для детей старшего
дошкольного возраста. 2-е изд. – М.: «Просвещение»,2007
 Соловьева Е.В. Моя математика: развивающая книжка для детей младшего
дошкольного возраста.4-е изд.- М.: «Просвещение», 2007
 Михайлова З.А. Математика от трех до семи. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001
 Куревина О.А. Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное. Пособие для
дошкольников.- М.: «БАЛАСС»,2005
 Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А.Здравствуй мир! Окружающий мир
для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей и родителей.М.: «БАЛАСС»,2006
 Безруких Т.А., Филиппова Т.А. Познаем мир. Развивающие игры с карточками. – М.:
«Дрофа»,2007
 Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми.- М.: ТЦ «Сфера»,2008
 Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели…Игры, занятия, песни, потешки для
детей дошкольного возраста.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2003
 Авдеева Н.Н., Князева О.А., Стёркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по
основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
– М.: «Дрофа»,2003
 Буре Р.С.Воспитание гуманных чувствии форм поведения у детей дошкольного
возраста.- М.: «БАЛАСС», 2003
 Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. - М.: «БАЛАСС»,2003

 Дубровская Н.Б. Игрушки из ладошки (5-7 лет).- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2008
 Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным
искусством, ремеслом, бытом в музее детского сада.- М.: «БАЛАСС»,2003
 Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.:
«Просвещение»,1986


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».