СОДЕРЖАНИЕ
I.
1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5
2.1.
2.2
2.3
2.5
Пояснительная записка
Цели и задачи рабочей программы
Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Характеристика особенностей развития воспитанников среднего
возраста
Планируемые результаты освоения воспитанниками рабочей
программы
II.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание образовательной деятельности в группе среднего возраста
по образовательным областям:
2.1.1
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
2.1.2
ОО «Познавательное развитие»
2.1.3
ОО «Речевое развитие»
2.1.4
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
2.1.5
ОО «Физическое развитие»
Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Комплексно-тематическое планирование работы
III.
3.1
3.2
3.3
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Учебный план по реализации рабочей программы
Расписание непрерывной образовательной деятельности в группе
среднего возраста
Организация предметно-развивающей среды в группе среднего
возраста
Используемая литература
I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Рабочая программа детей среднего возраста (Далее-Программа)
разработана на основе образовательной программы дошкольного образования
государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада «Сказка» и на основе следующих нормативно-правовых
документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» №
273-ФЗ от 29.12.2012;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013
г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ14 ноября 2013 г. № 30384);
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»
Образовательная программа ДОУ
Рабочая программа группы среднего возраста является составным
компонентом образовательной программы МБДОУ «Сказка», характеризует
систему организации образовательной деятельности педагогов, определяет
ценностно-целевые ориентиры, образовательную модель и содержание
образования.
Программа определяет содержание и организацию образовательного
процесса и направлена на охрану и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, развитие
физических, интеллектуальных и личностных качеств, создание
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями.
Рабочая программа ориентирована на активное освоение детьми от 4-5
лет разнообразных умений (игровых, коммуникативных, художественноизобразительных и трудовых) и соответствует принципу развивающего
обучения, целью которого является развитие ребенка через осознание своих
потребностей, возможностей и способностей.
Решение программных образовательных задач осуществляется в ходе
режимных моментов, в рамках непрерывной образовательной деятельности, в
разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в
самостоятельной деятельности детей.
Содержание
рабочей
программы
включает
интеграцию
образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие
детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти
образовательным областям: социально – коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и
физическое развитие.
Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая
деятельность. В большей степени, развивающие и образовательные ситуации,
проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер, особое место
уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по
их выбору и интересам. Построение педагогического процесса при
реализации рабочей программы предполагает использование нагляднопрактических методов и способов организации деятельности: наблюдений,
элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций.
В основе рабочей программы лежит комплексно – тематический подход
планирования с ведущей игровой деятельностью, в основу которого положена
идея интеграции содержания образовательных областей, объединенных
общей темой, т.к. интегрированный подход дает возможность развивать в
единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности
детей.
Цели и задачи рабочей программы
Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания
ребенком среднего дошкольного возраста, формирование основ базовой
культуры личности, всестороннее развитие психических и физических
качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности
жизнедеятельности дошкольника
На основе обозначенной цели, были определены следующие задачи
рабочей программы:
Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие
двигательной и гигиенической культуры детей.
Развитие положительного отношения детей к миру, воспитание культуры
общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
Развитие
эстетических
чувств
детей,
творческих
способностей,
эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к
искусству и художественной литературе.
Развитие
познавательной
активности,
познавательных
интересов,
интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы,
стремления к активной деятельности и творчеству;
Реализация цели и задач осуществляется в процессе разнообразных видов
детской деятельности: игровой, двигательной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, речевой).
Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности
взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении
режимных моментов.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы
принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применимости;
принцип полноты, необходимости и достаточности;
принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе
реализации которых формируются такие знания, умения и навыки,
которые
имеют
непосредственное
отношение
к
развитию
дошкольников;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и
возможностями образовательных областей;
комплексно-тематический принцип построения образовательного
процесса; предусматривает решение программных образовательных
задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности дошкольников не только в рамках непрерывной
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении
режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования; и предполагает построение образовательного процесса на
адекватных возрасту формах работы с детьми
Характеристика особенностей развития воспитанников среднего
возраста
У детей 4-5 летнего возраста появляются ролевые взаимодействия.
Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры,
роли могут меняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит
разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Большое значение в развитие получает изобразительная деятельность.
Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое
изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа,
волос, одежды и еѐ деталей. Совершенствуется техническая сторона
изобразительной
деятельности.
Дети
могут
рисовать
основные
геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на
бумагу.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 – 6
деталей. Формируются навыки конструирования по замыслу, а также
планирование последовательности действий.
Двигательная
сфера
ребѐнка
характеризуется
позитивными
изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость,
координация движений. Дети в этом возрасте лучше удерживают равновесие,
перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу года восприятие детей становится более развитым. Они способны
называть форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в
сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные
объекты. Упорядочиваются группы предметов по сенсорному признаку –
величине, цвету; выделяются такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объѐм памяти. Дети запоминают до 7 – 8 названий предметов.
Развивается произвольное внимание: дети помнят поручения взрослых,
заучивают небольшое стихотворение и т.д.
Развиваться образное мышление. Дети
используют простые схемы
изображения, могут по ним строить, решая несложные задачи. Развивается
предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети
могут сказать, что произойдѐт в результате их взаимодействия
Продолжает развиваться воображение. Формируются оригинальность и
произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на
заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребѐнок может сосредоточиться в
течении 15 – 20 минут. Удерживает в памяти при выполнении действий
несложное условие.
В среднем возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Дети
имитируют голоса животных, выделяют речь тех или иных персонажей.
Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается
грамматическая сторона речи.
Изменяется содержание общения ребѐнка и взрослого. Ведущим становится
познавательный мотив. Информация для ребѐнка в процессе общения может
быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, важна
похвала. Появляется обидчивость на замечания. К 5 годам дети выполняют
элементарные танцевальные движения (пружинки, подскоки, кружение и т.
д.) Поют протяжно, вместе начинают и заканчивают пение. Дети делают
первые попытки творчества.
1.5 Планируемые результаты освоения воспитанниками рабочей
программы
К пятилетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается
следующий уровень развития ребѐнка.
Проявляет интерес к подвижным играм и физическим упражнениям.
Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические
процедуры.
Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Имеет элементарные представления о некоторых составляющих
здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания,
необходимости соблюдения правил гигиены.
Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе
общения, к конструированию, изобразительной деятельности, игре
Проявляет любознательность, к исследовательской деятельности,
экспериментированию.
Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей,
персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных
фильмов, кукольных спектаклей.
Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр,
распределять роли, подбирать атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
При создании построек, может участвовать в планировании,
договариваться, распределять материал, согласовывать действия. Умеет
считаться с интересами товарищей.
Решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи:
убеждает, доказывает, объясняет.
Может проявить инициативу в оказании помощи товарищам ,
взрослым.
Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность,
которая выражается в предпочтении одних детей другим
Разделяет игровые и реальные взаимодействия. Умеет планировать
последовательность действий.
В процессе игры меняет роли, соблюдает правила игры.
Проявляет личное отношение к соблюдению (и нарушению) моральных
норм (стремится к справедливости, испытывает чувство стыда при
неблаговидных поступках).
Использует в общении с взрослыми «вежливые» слова, обращается к
сотрудникам детского сада по имени-отчеству.
Умеет вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную
услугу.
Знает, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых.
Ориентируется в пространстве детского сада.
Умеет играть в простейшие настольно-печатные игры.
Проявляет самостоятельность в организации знакомых игр с
подгруппой детей.
Выбирает роли, сюжет, средства перевоплощения в театрализованных
играх.
Конструирует по собственному замыслу.
Использует простые схематические изображения, строит по схеме,
решает лабиринтные задачи.
Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие.
Знает своѐ имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи.
Может рассказать о своѐм
родном городе, назвать его. Знает
государственные праздники
Имеет представление о Российской армии, еѐ роли в защите Родины.
Выполняет индивидуальные и коллективные поручения.
Может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке,
пересказать отрывок из сказки.
У ребѐнка сформированы умения и навыки, необходимые для
осуществления различных видов детской деятельности: игровой,
двигательной,
трудовой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной, речевой.
Решение программных задач осуществляется в совместной
деятельности взрослых и детей, а так же в непосредственно
образовательной деятельности и в проведении режимных моментов.
1.6 Система оценки результатов освоения рабочей программы
Реализация программы
предполагает оценку индивидуального
развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с
оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их
дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе
наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально
организованной деятельности. Инструментарий для педагогической
диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие
фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого
ребенка в ходе:
коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы
установления и поддержания контакта, принятия совместных решений,
разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
игровой деятельности;
познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей,
познавательной активности);
проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности,
ответственности и автономии, как развивается умение планировать и
организовывать свою деятельность);
художественной деятельности;
физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения
его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и
скорректировать свои действия. Мониторинг детского развития проводится
два раза в год (в сентябре и мае).
Мониторинг включает в себя два компонента:
мониторинг образовательного процесса;
мониторинг детского развития.
Форма проведения мониторинга представляет собой наблюдение за
активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном
учреждении, анализ продуктов детской деятельности, дидактические игры,
упражнения, тесты, организуемые педагогом.
Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные
особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости
индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального
раскрытия потенциала детской личности.
1.7. Цель и задачи в части программы, формируемой участниками
образовательных отношений
Включение парциальных программ в образовательную программу
представляет более широкие возможности
для
познавательного,
социального, и личностного развития ребенка, эффективно дополняет
образовательную
программу
дошкольного
образования.
Выбор
представленных парциальных
программ
обусловлен
запросами
родителей,
с
учетом
специфики
условий
осуществления
образовательной деятельности; потребностей и интересов детей;
возможностей педагогического коллектива
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1Содержание образовательной деятельности в группе среднего
возраста по образовательным областям:
2.1.1 «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование
готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные цели и задачи
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение
норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и
нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать
свои поступки и поступки сверстников.
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками,
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного
отношения к окружающим.
Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие
умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Ребенок в семье и сообществе. Формирование образа Я, уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и
взрослых
в
организации;
формирование
гендерной,
семейной
принадлежности.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие
навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других
людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к
порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца,
стремление сделать его хорошо).
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в
обществе и жизни каждого человека.
Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание
осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
Формирование элементарных представлений о правилах безопасности
дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости
выполнения этих правил.
2.1.2 «Познавательное развитие»
Основные цели и задачи
Формирование элементарных математических представлений.
Формирование элементарных математических представлений, первичных
представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего
мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве
и времени.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта
ориентировки
в
окружающем,
сенсорное
развитие,
развитие
любознательности
и
познавательной
мотивации;
формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой активности; формирование первичных представлений об
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, причинах и следствиях и др.).
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные
признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать
простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие
обобщения.
Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным
миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета);
восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.
Формирование первичных представлений о многообразии предметного
окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и
совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и
комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
между миром предметов и природным миром.
2.1.3 «Речевое развитие»
Основные цели и задачи
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми,
овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с
окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя
речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование
словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение
воспитанниками нормами речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению;
развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать
художественные произведения, следить за развитием действия.
2.1.4 ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Основные цели и задачи
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям
окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к
художественно-творческой деятельности.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных
представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной
творческой деятельности (изобразительной, конструктивно- модельной,
музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
2.1.5 «Физическое развитие»
Основные цели и задачи
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе
жизни.
Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей;
повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение
утомления.
Обеспечение
гармоничного
физического
развития,
совершенствование умений и навыков в основных видах движений,
воспитание
красоты,
грациозности,
выразительности
движений,
формирование правильной осанки.
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной
активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении
движений.
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и
физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной
деятельности; интереса и любви к спорту.
2.2 Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы
Организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на
проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах
деятельности. В процессе культурных практик создаѐтся атмосфера свободы
выбора, самовыражения, сотрудничествовзрослого и детей. К культурным
практикам относятсявсѐ разнообразие исследовательских, социально ориентированных, коммуникативных, художественных действий. В работе с
детьми используются разнообразные вида культурных практик:
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская,
игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)
Ситуации общения и накопления положительного социальноэмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе
жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в
разрешении которой они принимают непосредственное участие.
Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования
применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей
тематике,
содержанию,
например,
просмотр познавательных
презентаций, оформление художественной галереи, центра книги или
библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры
коллекционирование.
Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий,
преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление
системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных
отношений и др.), Сюда относятся развивающие игры, логические
упражнения, занимательные задачи.
Детский досуг – вид деятельности, целенаправленно организуемый
взрослыми для игры, развлечения, отдыха.
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит
общественно полезный характер и организуется как хозяйственнобытовой труд и труд в природе.
2.3 Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Содержание работы с семьей по образовательным направлениям:
«Здоровье»:
информирование родителей о факторах, влияющих на физическое
здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание,
движение).
«Физическая культура»:
стимулирование двигательной активности ребенка совместными
спортивными играми, прогулками.
«Безопасность»:
знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями
(дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в
них;
привлекать родителей к активному отдыху с детьми.
«Социализация»:
заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей,
обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного
поведения;
сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных
воздействий.
«Труд»:
изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;
проводить совместные с родителями конкурсы, акции по
благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь
на потребности и возможности детей и научно обоснованные
принципы и нормативы.
«Познание»:
ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к
познанию, общению со взрослыми и сверстниками;
«Коммуникация»:
развивать у родителей навыки общения с ребенком;
показывать значение доброго, теплого общения с ребенком.
«Чтение художественной литературы»:
доказывать родителям ценность домашнего чтения;
показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной
литературой.
«Художественное творчество»:
поддержать стремление родителей развивать художественную
деятельность детей в детском саду и дома;
привлекать родителей к активным формам совместной с детьми
деятельности
способствующим
возникновению
творческого
вдохновения.
«Музыка»:
раскрыть возможности музыки как средства благоприятного
воздействия на психическое здоровье ребенка.
План работы с родителями в средней группе
Сентябрь
Папки-передвижки
Наглядная информация
Консультации
Памятка
Октябрь
Выставка
Родительское собрание
Папки-передвижки
Наглядная информация
Консультации
Буклет
Выставка поделок
Памятка
Ноябрь
Папки-передвижки
Наглядная информация
Консультации
Беседа
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Грибы. Что мы о них знаем?
Воспитание
экологического
сознания
дошкольников в семье
Расскажем детям о насекомых
Как научить ребѐнка любить и беречь природу?
Если хочешь быть здоров!
Советы по безопасности на дороге
Природа – источник огромного количества
открытий и находок, источник счастья и труда
Что и как читать дома
Организация питания детей в семье
Одежда детей в осенний период
Чудесное превращение овощей
Начинаем новый учебный год
Зарядка без забот
Как приучить ребенка есть овощи и фрукты
Как воспитывать самостоятельность
Советы родителям (о проблемах, возникающих
при организации питания)
Как научить ребенка одеваться
Что почитать ребенку
Прогулки осенью
Что такое гендерное воспитание
Ребенок и компьютер
Кто в шкафчике живет? (о том, как правильно
раскладывать вещи в шкафу)
Осень золотая
По
созданию
благоприятной
семейной
атмосферы
Твори добро
Безопасность на дороге
Что, когда и как читать
В каких продуктах содержаться витамины
Что должны знать родители, находясь с
ребенком на улице
Как знакомить детей с правилами дорожного
движения
Роль дидактической игры в семье и д.с
Закаливающие процедуры- как профилактика
простудных заболеваний
Безопасность детей дома
Опасные предметы в доме
Лук от семи недуг
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Конкурс ко Дню Матери
Буклет
Папки-передвижки
Наглядная информация
Говорят у мамы руки золотые
Семья - в здоровом образе жизни
Права детей
Здоровье детей и взаимоотношения родителей
Безопасный Новый год
Что год грядущий нам готовит
Консультации
Детская ложь
Одежда и обувь ребенка на зимней прогулке
Профилактика гриппа, ОРЗ и ОРВИ у детей
Новогодние игрушки своими руками
Беседа
Одежда детей в группе
Правильно выбираем одежду для прогулок
Памятка
Безопасность детей – забота взрослых
Родительское собрание
Играют дети – играем вместе
Наглядная информация
Зимние забавы для больших и маленьких
Папки-передвижки
Профилактика ОРЗ
Консультации
Детская вежливость
Как помочь ребенку в общении со
сверстниками
Можно ли дружить мальчику с девочкой?
Воспитание детей на традициях русской
народной культуры
Домашние обязанностей детей
Беседа
Правильно выбираем одежду для прогулок
Наглядная информация
Целебная сила воды
Папки-передвижки
День защитника Отечества
Семейное чтение
Вечер в семье
Консультации
Какие опыты с водой можно провести с детьми
дома
Экологическое воспитание дошкольников
Воспитание ребенка – роль отца
Буклет
Занимательные опыты
Папки-передвижки
Международный женский день 8 марта
Наглядная информация
Фольклор
Экологическое воспитание
Консультации
Состав детской аптечки
Мы все такие разные…как научить ребенка
терпимости?
Учим ребенка общаться
Домашний игровой уголок, его безопасность
Хорошо быть здоровым
Беседа
Плохие слова – как отучить ребенка ругаться
Наглядная информация
Как объяснить ребенку, откуда он взялся
Папки-передвижки
Здоровье детей и взаимоотношения родителей
Празднуем Пасху
Консультации
Как правильно одеть ребенка весной
Развитие творчества у детей
Игрушка в жизни ребѐнка
Оформление фотоальбома Счастливые моменты в моей семье
Май
Папки-передвижки
Наглядная информация
Консультации
Родительское собрание
Памятка
Буклет
Как рассказать нашим детям об этой Великой
Войне?
Правила дорожные детям знать положено
Познавательные игры
Играем вместе
Здравствуй, лето красное!
Отдых с ребенком
Итоги года
Обучение детей наблюдательности на улице
Правила игры для детей и родителей
2.4 Комплексно-тематическое планирование работы
Тема
1 неделя
«Детский сад»
2 неделя
«Краски осени»
3 неделя.
«Урожай»
4 неделя
«День
дошкольного
работника»
Содержание работы
Варианты итоговых
мероприятий
Сентябрь
Систематизировать знания детей: о
внешнем виде здания, о названии и
назначении помещений. Закрепить знания
о труде взрослых в д/с. Формировать
(закреплять) обобщающее понятие –
игрушки. Учить,
правильно относить
конкретные предметы к обобщающему
понятию.
Совершенствовать
умение
описывать предмет,
указывать его
существенные признаки, узнавать предмет
по описанию.
Формирование представлений о временах
года. Систематизировать представления об
осени (похолодание, частые дожди).
Закрепить знания о желтом, зеленом,
красном цветах в природе. Познакомить с
названиями
осенних
месяцев.
Познакомить
с
отличительными
признаками первого осеннего месяца
(желтые листья на березах, кучевые
облака, увядание трав). Сбор осенних
листьев.
Формирование первичных представлений
о сборе урожая, о некоторых овощах,
фруктах, ягодах, грибах.
Продолжать знакомство с д/с как
ближайшим социальным окружением
ребенка
(воспитатель,
помощник
воспитателя, музыкальный руководитель,
врач, дворник), предметное окружение,
правила поведения в д/с, взаимоотношения
со сверстниками. Просмотр альбома
«Работники д/с»,
с/р игры на тему
Экскурсия
детскому саду.
по
Выставка детского
творчества детей.
Праздник «Осень».
Конкурс « Поделки
из
природного
материала».
Экскурсия
по
детскому
саду.
Развлечение «Наш
любимый детский
сад».
«Детский сад».
Октябрь
Обобщить и систематизировать знания о
диких животных и их детенышах.
Сформировать (закрепить) обобщающее
понятие – дикие животные. Помочь усвоить
названия животных, познакомить со средой
обитания, особенностями внешнего вида и
образа жизни (повадки, пища, жилище).
Развивать умение выделять признаки
сходства и различия.
1 неделя
«Всемирный
день животных»
2 неделя
«День врача»
Формирование представлений о профессии
врача, умения находить медицинские
инструменты, определять полезные и
вредные продукты питания.
3 неделя
«Неделя
транспорта»
Знакомство
с
различными
видами
транспорта, с «городскими» профессиями
(полицейский,
продавец,
парикмахер,
шофер, водитель автобуса).
4 неделя
«Неделя
растений»
1 неделя
«Всемирный
день
приветствия»
2 неделя
«Народная
культура и
традиции»
3 неделя
«Кто и как
готовится к
зиме»
Расширять знания детей о грибах. Дать
понятия:
съедобный,
несъедобный.
Уточнить понятия о растениях ближайшего
окружения, познакомить с изменениями в
жизни растений осенью (созревание плодов
и семян, увядание цветов и трав, изменение
окраски листьев на деревьях и кустарниках).
Уточнить представление детей о значении
леса в жизни человека. Воспитывать
бережное отношение к природе. Повторить
правила поведения в лесу.
Ноябрь
Развивать
коммуникативные
навыки.
Формировать умение употреблять вежливые
слова
и
выражения.
Воспитывать
доброжелательное отношение друг к другу.
Расширять представление о народной
игрушке,
знакомить
с
народными
промыслами,
с
устным
народным
творчеством. Использовать фольклор при
организации
всех
видов
детской
деятельности.
Расширять представление о зиме. Обобщить
наблюдения
детей,
систематизировать
знания о зиме (пасмурное небо, серые тучи,
идет снег, лежат большие сугробы, дует
холодный
ветер,
поземка,
метель).
Продолжить знакомить с характерными
С/р
игры
с
использованием
экологических
макетов.
Фотовыставка
«Мой
любимый
домашний
питомец».
Выставка
творчества детей.
Сюжетно-ролевая
игра «Больница».
Экскурсия
в
медицинский
кабинет.
Развлечение
«В
гостях
у
светофора».
Фотовыставка
«Прогулка
по
улицам
нашего
поселка»
Просмотр фильма
об
осенней
природе, грибах.
Игра
«Поссорилисьпомирились»
Фольклорный
праздник.
Выставка детского
творчества
Выставка детского
творчества.
Просмотры
фильмов
о
природе.
4 неделя
«Всемирный
день матери и
ребенка»
1неделя
«Здравствуй,
гостья зима!»
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1-2
неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
«Неделя
здоровья и
спорта».
признаками
зимы,
описывать
и
устанавливать
простейшие
причинноследственные
связи.
Закрепить
представление о способах подготовки
лесных зверей и птиц к зиме, учить
анализировать и делать выводы.
Организовать
все
виды
детской
деятельности вокруг темы семьи, любви к
маме, бабушке. Воспитывать уважение к
воспитателям.
Расширять
гендерные
представления.
Декабрь
Расширять представления о зиме. Развивать
умение устанавливать простейшие связи
между явлениями живой и неживой
природы. Развивать умение вести сезонные
наблюдения, замечать красоту природы.
Формировать
исследовательский
и
познавательный
интерес
в
ходе
экспериментирования.
Расширять
представления о местах, где всегда зима, о
животных Арктики и Антарктиды.
Знакомство
с
различными
видами
упражнений, объяснение их пользы для
организма.
Мамин праздник.
Тематическое
развлечение.
Просмотр
м/ф
«Зарядка
для
хвоста»,
«Федорино горе»,
Развлечение «День
игр и забав»
Город мастеров Уточнять знания о профессиях взрослых. Парад профессий.
(профессии)
Расширять представление о труде взрослых,
показать их значимость. Познакомить с
особенностями работы, инструментами и
орудиями труда. Воспитывать уважение к
людям труда. Воспитывать уважение к
результатам чужого труда.
«Новый год у
Организовать все видов деятельности вокруг Новогодний
ворот»
темы Нового года и новогоднего праздника. утренник.
Январь
«Рождественские Формирование
первоначальных Просмотр
святки»
представлений о Рождестве, обычаях презентации
русского народа, чтение худож. литературы. «сказочное
Рождество»
«День дружбы» Формирование понятий: дружба, друг. Просмотр м/ф.
Развивать умение работать в группах,
воспитание умения сопереживать.
«Неделя зимних Знакомство с зимними видами спорта, Организация п/и
забав»
русскими народными играми и забавами.
Февраль
«Всемирный
Формирование
понятия
–
доброта, Просмотр
день доброты» представлений о добре и зле, плохих и театрализованного
хороших поступках и их последствиях, представления
с
развивать умение говорить ласковые слова.
использованием
ИКТ «Сказка
добром слове»
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
«Неделя России» Знакомить с родным городом, Воспитывать
любовь к родному краю. Формировать
начальные представления о родном крае, его
истории и культуре. Познакомить с
некоторыми
выдающимися
людьми,
прославившими
Россию
(писатели,
художники).
«День
Осуществлять патриотическое воспитание.
защитника
Знакомить с «военными » профессиями.
Отечества»
Воспитывать любовь к Родине. Формировать
первичные гендерные представления.
«Неделя театра и Формировать умение внимательно слушать
музыки»
музыкальное произведение, знакомить с
музыкальными инструментами (их формой,
звучанием),
развивать
творческие
способности посредством драматизации
сказок.
Март
«Праздник 8
Организовать
все
виды
детской
Марта»
деятельности: игровая, коммуникативная,
трудовая, познавательно-исследовательская,
продуктивная, музыкально-художественная
и др. вокруг темы любви к маме, бабушке,
уважения к женщинам.
«Ранняя весна» Расширять представления о весне. Развивать
умение устанавливать простейшие связи
между явлениями живой и неживой
природы, вести сезонные наблюдения.
«Всемирный
Формировать представление о домашних
день кошек»
животных и их детенышей, воспитание
бережного отношения к ним.
о
С/р игра «Дочкиматери», «Строим
дом».
Праздник
«День
защитника
Отечества»
Драматизация
русских народных
сказок.
Праздник 8 Марта.
Выставка детского
творчества.
Просмотр
театрализованного
представления
«Мама кошка»
«День смеха и
Знакомство с профессией клоуна, жонглера, Праздник
«День
цирка»
акробата. Развитие чувства юмора у детей, смеха»
развитие интереса к фокусам с водой и
воздушными шариками.
Апрель
«Праздник птиц» Формирование представлений о домашних Просмотр
птицах и их детенышах, развитие умения презентации
различать их по характерным признакам.
«Домашние
птицы»,
д/и
«Угадай,
чей
детеныш»
«День космоса» Формирование представлений о планетах, Просмотр фильма
космических кораблях, звездах. Активация о
космосе,
словаря по данной теме.
планетах..
«Праздник
Продолжить знакомить со сказками разных Развлечение
книги»
народов мира, формировать представление о «Незнайка
и
книге, ее авторе, художнике-иллюстраторе.
книжки»
«День Земли»
Расширять представление о правилах Просмотр фильма
1неделя
«День победы»
2 неделя
«Неделя
здоровья»
3-4
неделя
«Здравствуй,
лето!»
безопасного
поведения
на
природе.
Воспитывать к ней бережное отношение.
Формировать элементарные экологические
представления. Формировать представления
о работах, проводимых в саду и на огороде.
Май
Воспитывать детей в духе патриотизма,
любви
к
Родине.
Формирование
представления о героях ВОВ, о победе
нашей страны в войне.
Расширять
представление
о
ЗОЖ.
Формировать образ «Я». Формировать
элементарные навыки ухода за лицом и
телом. Развивать представления о своем
внешнем облике. Развивать гендерные
представления.
Формировать обобщенные представления о
лете, как времени года, признаках лета.
Знакомить с летними видами спорта.
Формировать представление о безопасном
поведении в лесу.
о природе.
Праздник
Победы»
«День
Спортивное
развлечение «День
здоровья».
Праздник «Лето»
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Учебный план по реализации рабочей программы
Учебный план состоит из двух частей: инвариантной (базовой) и
вариативной (дополнительной).
В инвариантной части учебного плана реализовывается Федеральный
компонент, который обеспечивает достижение необходимого усвоения
программы дошкольного воспитания и обучения детей. Инвариантная часть
реализуется через обязательные НОД, отводимые на усвоение основной
программы: для детей средней группы – 10 НОД (200 мин) в неделю. В
вариативную часть включены детские объединения по интересам, в средней
группе: 1 НОД ( до 20 минут) в неделю. Непрерывная образовательная
деятельность (НОД) начинается с 9.00 часов. Продолжительность НОД в
средней группе – 20 минут.
Компоненты и содержание
режима пребывания
Продолжительность
для детей от 4 до 5 лет
Содержание
образования
Примерное
распределение
времени
в день
Регламентированная
деятельность (НОД и другие Ежедневно/кол-во
в 60 мин.,
специально
организованные неделю/месяц
в т.ч.
формы работы), в т.ч.
Непосредственная
Ежедневно, до 220 до 40 мин. в
образовательная деятельность с
детьми
Утренняя гимнастика
Развлечения, праздник
Нерегламентированные виды
деятельности
(совместная
деятельность воспитателя и
ребенка
в
групповых
и
индивидуальных
формах
работы), в т.ч.:
игра
двигательная деятельность
предметно-практическая,
обследовательская
деятельность
чтение книг, рассказывание,
познавательное общение
воспитание и обучение в
процессе
выполнения
режимных моментов
Организация
режимных
Содержание
присмотра и процессов, в т.ч.:
ухода
сон
прогулка
гигиенические
процедуры
(умывание,
одевание,
раздевание, туалет)
закаливающие
и
другие
оздоровительные процедуры
прием пищи (завтрак, обед,
полдник)
Оказание помощи ребенку в
выполнении
режимных
процессов,
(гигиенических
процедурах,
одевании,
раздевании в приеме пищи)
5.Наблюдение
за
эмоциональным состоянием и
самочувствием
ребенка
в
течение дня (во время игр,
НОД, режимных процессов)
6.Работа
с
родителями
(ежедневное информирование
родителей
о
состоянии
здоровья,
самочувствия,
развитии ребенка)
мин. в неделю, до880 день
мин. в месяц
ежедневно
7 минут
1 раз в неделю
20 минут
ежедневно
не менее 4 часов
в т. ч.:
ежедневно
ежедневно
не менее 85 мин.
не менее 50 мин.
не менее 40 мин.
ежедневно
не менее 30 мин.
ежедневно
не менее 30 мин.
ежедневно
2 раза в день
6 часов
45 минут
130 минут
160 минут
ежедневно
25 минут
ежедневно
30 минут
ежедневно
минут
ежедневно
в течение дня
ежедневно
в течение дня
ежедневно
ежедневно
3.2 Расписание непрерывной образовательной деятельности в группе
среднего возраста
День недели
Понедельник
Расписание занятий
1. Познание (ФЦКМ)
Динамическая пауза
2. ХЭР (музыка)
Время
09.00-09.20
09.20-09.30
09.30-09.50
Вторник
1. ХЭР (рисование)
Динамическая пауза
2.Физическое развитие
09.00-09.20
09.20-09.30
09.30-09.50
Среда
1. Познание (ФЭМП)
Динамическая пауза
2.Физическое развитие
09.00-09.20
09.20-09.30
09.30-09.50
Четверг
1.Речевое развитие
Динамическая пауза
2. ХЭР (музыка)
09.00-90.20
09.20-09.30
16.00-16.20
Пятница
1.ХЭР (лепка-аппликация)
Динамическая пауза
2. Физическое развитие
09.00-09.20
09.20-09.30
09.30-09.50
3.3 Организация предметно-развивающей среды в группе среднего
возраста
Образовательная среда в детском саду предполагает специально
созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного
проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей
средой понимают определенное пространство, организационно оформленное
и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения
потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном
развитии в целом.
При недостатке или отсутствии финансирования, программа может
быть реализована с использованием оснащения, которое уже имеется в
дошкольной организации, главное, соблюдать требования ФГОС ДО и
принципы организации пространства, обозначенные в программе.
Оборудование
в
группе
должно
быть
безопасным,
здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим,
содержательно-насыщенным,
развивающим;
трансформируемым;
вариативным; доступным; эстетически-привлекательным. Мебель должна
соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать
максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной,
пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и
самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского
возраста.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо
разграниченных зон («центры»), оснащенных большим количеством
развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества,
развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны
детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам
выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а
педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный
процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим
планированием образовательного процесса. В качестве центров развития
могут выступать:
уголок для сюжетно-ролевых игр;
уголок ряжения (для театрализованных игр);
книжный уголок;
зона для настольно-печатных игр;
выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных
мастеров и т. д.);
уголок природы (наблюдений за природой);
спортивный уголок;
уголок для игр с песком;
уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей
— конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,
тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать
как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Вместе с тем,
определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие
ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего
пользования
(библиотечка,
шкафчик
с
игрушками,
ящик
с
полифункциональным материалом и т.п.).
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать
доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на
участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений,
участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с
природным материалом.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
организовываться как культурное пространство, которое оказывает
воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства,
репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
Групповое пространство должно быть спланировано так, чтобы дети
могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет
заниматься) и принимать решения. Важно, чтобы среда не ограничивала
детскую инициативу, а наоборот, предоставляла бы возможности для
проявления и что важно – для развития и реализации разнообразных идей.
Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает
уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая
личностные, а поэтому радостные для него открытия. Разумно
организованная развивающая среда способствует подготовке ребенка к жизни
в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление
познавать, открывать мир и в конечном итоге – учит учиться.
Литература:
Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стѐркина Р.Б. «Безопасность»-СБП, «Детство-Пресс», 2002г.
Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа. — М.: Мозаика-Синтез,
2014.
Вакса О., Потапов С. «Уроки вежливости: этикет для детей.» - М., АСТ-ПРЕСС,2001
Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез,
2007-2010.
Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. — М.;
Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа. — М.:
Мозаика-Синтез, 2014.
Аламовская В.Г. и др. «Ребѐнок за столом: Методическое пособие по формированию
культурно-гигиенических навыков.» - М., ТЦ Сфера,2005.
Интернет-ресурсы.
Дыбина О.Б. «Ребѐнок и окружающий мир» - М., Мозаика –Синтез, 2010г.
СоломенниковаО.А «Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.- М.,
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
Дыбина О.Б. «Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов», М., ТЦ Сфера ,
2001.
Дыбина О.Б. «Из чего сделаны предметы6сценарии игр-занятий для детей 3-7 лет.» - : ТЦ
Сфера, 2004.
Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических
представлений : Средняя группа.» -М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014
Е.В.Колесникова «Математика для дошкольников» (3-7лет).
О.В.Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением.Средняя группа М.,
«МОЗАИКА- СИНТЕЗ», 2014
Потапова Т.В. «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» - М., ТЦ Сфера, 2008
О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет», Волгоград, 2013год.
Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез,
2005-2010.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду.Средняя группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Л.М.Шиницина, А.И.Воронова «Азбука общения», 2013год.
Открытые мероприятия для детей средней группы детского сада.- Авт.-сост.: Аджи А.В. –
Воронеж: ООО «Метода», 2015.
О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи» во всех возрастных группах» 2009год.
Мариничева О.В., Елкина Н.В. « Учим детей наблюдать и рассказывать.» -Ярославль,
Академия Холдинг,2002
Лазаренко О.И., Спорышева Е.Б. «Конспекты занятий по формированию у детей 4-х лет
творческого мышления и культуры устной речи.-М.Айрис-пресс,2007.
Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и
родителей. В 2 кн. Авт.-сост. С.Д.Томилова – М.,Астрель: АСТ, 2011.
Интернет-ресурсы.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа— М.:
Мозаика- Синтез, 2014.
Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез,
2005-2010.
Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. — М.:-МозаикаСинтез, 2005-2010.
Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском саду. - М.: МозаикаСинтез, 2005-2010.
В.В.Гербова «Приобщение дошкольников к художественной литературе» М.Мозаика,
Синтез.
Интернет-ресурсы.
Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа. — М.: МозаикаСинтез, 2014.
Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. — М., 2005.
Занимательная
физкультура для детей 4-7 лет./ авт.-сост. В.В. Гаврилова.Волгоград:Учитель,2013.
«Здравствуй, пальчик! Как живѐшь?: картотека тематических пальчиковых игр / сост.
Л.Н.Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014.
Нищева Н.В. « Подвижные и дидактические игры на прогулке.»- ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Уланова Л.А., Иордан С.О. «Методические рекомендации по организации и проведению
прогулок для детей 3-7 лет. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
Интернет-ресурсы.